Автор: Нохрина Анастасия Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ
А.Е. Нохрина
Научный руководитель – А.В. Касьянова, филолог, магистр филологического образования
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов
Формирование читательской грамотности младшего школьника – одна из самых актуальных задач современного начального образования, что подчеркивается в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017г. №1642: позиция Российской Федерации по читательской грамотности к 2025 году должна быть не ниже 25 места. В связи с этим учителям следует целенаправленно, системно формировать читательскую грамотность младших школьников, однако количество методических разработок, посвященных вопросам формирования читательской грамотности, является недостаточным.
Говоря о читательской грамотности, целесообразно разобрать понятие «грамотность». Педагогический словарь Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. определяет грамотность как владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка [4, 30].
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей» [2].
В исследовании PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида…» [1].
Анализ умений, проверяемых тестами PISA и PIRLS, показал, что к читательским умениям относятся умение извлечь из текста один или несколько фрагментов информации, умение интегрировать и интерпретировать, умение осмыслить и оценить, а также умение обобщать информацию (присутствует лишь в тесте PIRLS).
Особое внимание в процессе формирования читательской грамотности необходимо уделять осознанности чтения, являющейся основой саморазвития личности, т.к. грамотно читающий человек понимает текст, легко излагает свои мысли. Осознанное чтение создаёт базу и для успешности на уроках русского языка, и является гарантией успеха в любой предметной области. На уроках русского языка формировать читательскую грамотность рекомендуется посредством упражнений – многократно выполняемых действий, направленных на овладение знаниями, выработку умений и навыков [3, 73].
Цукерман Г.А. в статье «Оценка читательской грамотности» говорит, что чтение нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне [5, 5].
На основе анализа работы Цукерман Г.А., а также исследований PISA и PIRLS определено 17 читательских умений: умение находить конкретные сведения; умение находить значения слова и фразы; умение определять тему или основную идею (если в явном виде); умение определять время и место действия рассказа; умение устанавливать связь между событиями; умение понимать, какое существительное заменяет местоимение; умение понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; умение выводить общий смысл, основываясь на аргументах; умение распознавать общую идею или тему текста; умение описывать отношения между героями; умение сравнивать и противопоставлять информацию из текста; умение понимать настроение и общий тон рассказа; умение находить практическое применение материала из текста; умение оценивать правдоподобность описанного; умение описывать, какими средствами автор воспользовался; умение оценивать полноту или ясность информации в тексте; умение определять отношения автора к основной теме текста.
В ходе анализа упражнений, представленных в учебниках «Русский язык» УМК «Школа России» и «Перспектива», выяснилось, что в данных УМК отсутствуют упражнения, направленные на определение времени и места действия рассказа; понимание (определение) обобщений, имеющихся в тексте; описание отношений между героями; нахождение практического применения материала из текста, что свидетельствует о необходимости разработки специальных упражнений, направленных на формирование всех составляющих читательской грамотности на уроках русского языка.
Библиографический список
1. Белягина И.А. Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности. 11.05.2022. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/bibl/2022/110522-Beljagina—IA.pdf (дата обращения: 24.02.2023)
2. Железовская И.А. Мастер класс «Приёмы формирования читательской грамотности». 06.11.2019. URL: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/16266 (дата обращения: 24.02.2023)
3. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2008.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. : Academia, 2005.
5. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсуждению // М: РАО, 2010.