Развитие основ композиционного решения на уроках рисования для детей с ОВЗ

Автор: Татьяна Сергеевна Надежина

Надежина Татьяна Сергеевна,

учитель изобразительного искусства

Развитие основ композиционного решения на уроках рисования для детей с ОВЗ (УО)

Введение

Развитие основ композиционного решения  является одним из компонентов развития художественно-изобразительных способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги – важное звено в развитии ребенка младших классов, так как овладение этим умением помогает преодолевать трудности, возникающие у учащихся с интеллектуальными нарушениями при письме (различение линеек и строк, письмо слева направо, начертание букв и цифр в определенной последовательности, размещение слов на строке и т.п.). Умение ориентироваться в пространстве, ограниченном плоскостью листа бумаги, является необходимым условием для развития изобразительной деятельности.

Понятие «композиция» означает строение, соотношение и взаимное расположение частей (сл.Ожегова).  А сочетание частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, которая переходит в гармонию целого, и создает картину.

Пространственные представления развиваются и формируются на основе зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однако ведущая роль принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных отношений между предметами в пределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребёнку значительно сложнее, чем установить пространственные признаки самого предмета (в частности, формы). По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их общим сюжетом, создавая тем самым несложные композиции.

По мнению Н.П.Сакулиной, способ заполнения листа бумаги различными изображениями всецело зависит от содержания рисунка. В одних случаях устанавливается точка зрения сверху («вид с вертолета»), и тогда плоскость представляется горизонтальной (рисунки футбольного поля, арены цирка и т.п.) При этом плоскость земли показывается на большей части листа, а иногда занимает и весь лист, без изображения неба. В других случаях точка зрения устанавливается сбоку, т.е. с уровня человека, стоящего на земле. При таком способе намечается линия, обозначающая «границу» неба и земли.

В нижней части размещаются дома,  деревья, цветы и т.д., а в верхней – солнце, облака, птицы, самолёты и т.д.

В силу особенностей своего развития учащиеся не в состоянии должным образом понимать пространственные ситуации,  связанные с процессом рисования. Специфические затруднения выявляются при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу.

На основе наблюдений и проведенных определённых диагностик («Мониторинг художественно-изобразительных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями») видно, ориентировка умственно отсталых школьников на плоскости листа бумаги находится на низком уровне, тормозит формирование изобразительных навыков. Учащиеся с умственной отсталостью затрудняются в решении задач, в которых требуется определить левую и правую сторону листа, верх-низ, середину. Особенно допускают ошибки ученики 1 класса. Дети 3-4 классов легко решают однокомпонентные задачи (например: слева, посередине и т.п.), однако задания, содержащие два и более условий (например: в верхнем левом углу и т.д.) в значительной мере затрудняют действия, и они делают ошибки.

Передача в рисунке расположения предметов в пространстве характеризуется упрощённостью и примитивизмом. Для работ характерно чрезмерное измельчение рисунка, не учитывается расстояние между предметами. Предметы ближнего и дальнего фона изображают одинаковой величины, не понимают факт загораживания одного предмета другим. Редко соблюдают пропорциональное соотношение частей предмета.

Отмеченные недостатки необходимо преодолевать в процессе систематической коррекционно-развивающей работы на уроках изобразительного искусства. Это требует поиска новых эффективных подходов.

Основная часть

Для решения поставленных задач необходимо использовать новые формы, приемы и методы в развитии и формировании основ пространственных отношений и в его рамках коррекционному развитию детей.

Действенными приёмами являются: моделирование рисунка, а именно, создание из подручных материалов картин (например: ткань, бумага, плоские и объёмные модели предметов), а также приём «подвижной аппликации». Данные способы предшествуют выполнению основных изобразительных задач.

Использовать данные приёмы возможно с 1 класса и продолжать на протяжении всех лет обучения изобразительному искусству.

Суть этих приёмов заключается в том, чтобы через наглядно-практические действия дети могли:

1.     Осознать, что изобразительная плоскость (лист бумаги) может быть разного формата (прямоугольной, вытянутой по вертикали и по горизонтали, квадратной, овальной и круглой);

2.     Установить отношения между изобразительной плоскостью и самим изображением;

3.     Собственноручно создать композицию, состоящую из 2 и более предметов, правильно располагая на листе бумаги;

4.     Закрепить основные пространственные понятия (например: слева-справа, верх-низ, левый верхний угол и т.п.);

5.     Уяснить строение сложных предметов, состоящих из нескольких частей, как целое (например: дом, дерево, человек, неваляшка и т.д.,);

Значимость использования данных приемов заключается в том, что одновременно включаются нескольких анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Дети имеют возможность рассмотреть объект, потрогать, разложить (например: пейзаж, состоящий из деревьев и дома) и собрать в целое (например: пирамидка).

Благодаря отработке навыков через использование «подвижной аппликации» и моделирования сюжета ученик способен отразить изображение в рисунке, аппликации и лепке.

Алгоритм выполнения работы изобразительной деятельности на примере рисования морского пейзажа:

1.     Объявление темы урока

2.     Рассматривание образца, его анализ

3.     Моделирование сюжета, составление «подвижной аппликации»

4.     Определение последовательности выполнения рисунка

5.     Указания к выполнению рисунка

6.     Практическая работа

7.     Оценка выполненных работ

 

 

 Заключение

Для успешного развития художественно-изобразительных навыков и умений у детей с умственной отсталостью необходимо целенаправленно действовать на все составляющие компоненты данного процесса. В данном случае речь идёт о развитии композиционных построениях и пространственных отношениях. Благодаря использованию новых педагогических приёмов, мы имеем возможность эффективно развивать изобразительные способности учащихся. 

Используемая литература

1.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Книга для воспитателей детского сада. – М., 1988.

2.Выготский Л.С.  Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.1966. №6. С.62-76.

3.Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для больших и маленьких. – М., 1969.

4.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2001.

5.Эстетическое воспитание во вспомогательной школе/под ред. Т.Н.Головиной. – М., 1972.

 

×
×