Автор: Захарова Наталья Ивановна
«Роль геобордов в подготовке
детей дошкольного возраста к обучению в школе
В соответствии с ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — когнитивное развитие, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников: одно из таких средств для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста является астрономический геоборд.
Во–первых, он развивает когнитивные способности ребенка: пространствен-ное и ассоциативное мышление, произвольное внимание, зрительную память.
В чем польза геоборда?
Геоборд развивает познавательные процессы у дошкольников: внимание, память, мыщление, восприятие.
Восприятие – ребёнок сосредотачивает свой взгляд на объекте, зрительно измеряет пространство, пропорции между объектами, тоесть, развивается зрительно – пространственный компонент. ( Лобные доли).
Память – дошкольник запоминает созданные изображения и алгоритм их создания, тоесть, формируется зрительная память. (Затылочная часть подкорковых зон).
Мышление — дошкольники сопоставляют части изображения и целостный образ предмета, а также устанавливают взаимосвязь между созданными изображениями, тоесть, активно включаются в работу мыслительные операции: анализ и синтез, причина и следствие, и, конечно же, логика.
Внимание – ребёнок сосредотачивает своё внимание на деятельности, которой занимается, старается довести работу до завершения и получить результат. Формируется произвольное внимание.
Геоборд предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал детей.
Способствует психо-сенсомоторному развитию (растягивание, надевание резиночек на гвоздики – полезная сенсорная «зарядка» для мале-ньких пальчиков!). Дети знакомятся с такими свойствами, как длина, толщина, свойства материала: ёмкость, растяжимость, гибкость. пластичность.
Также геоборд формирует регулятивные компоненты, которые не менее значимы, как и познавательные процессы, которые обеспечивают успешность обучения в школе. Дошкольник контролирует свои мысли и действия, формируется внутренний план действий, что и как сделать, учатся переключать своё внимание с одного действия на другое и распределять его между объектами, тоесть, когнитивная гибкость.
Также развивается мотивация и познавательный интерес к игре, а значит, формируется и самоконтроль и воля. Воля – это высший этап регуляции. У ребёнка возникает желание довести игру до завершения и увидеть результат своей работы.
Социально – коммуникативная значимость геоборда заключается в формировании к совместной деятельности, где дети учатся соподчинять свои мотивы, умение слушать сверстника и договариваться о совместной работе, выстраивать совместный алгоритм действий, тоесть, развиваются социально – коммуникативные навыки.
Где можно использовать?
1. Использование геобордов в образовательной деятельности.
Уникальность игры в том, что ее можно использовать в организованно образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности по желанию детей. Возможности планшета можно использовать в реализации задач всех образовательных областей.
Таким образом, сформированность выше перечисленных компонентов – это полная готовность детей к школьному обучению.