«Использование «умного оборудования» проекта «Предшкола в центрах детских инициатив, центарх коллективного пользования и совместных проектах.»

Автор: Захарова Наталья Ивановна

С какого возраста играют в танграм

Есть множество мнений, удачных и неудачных опытов обучения детей разного возраста геометрической головоломке. Зачастую, дошкольники 2,5 лет еще не понимают правил игры. Дети 3 — 4 лет вполне способны передвигать, складывать фигурки, но им не всегда хватает усидчивости. Как правило, дело заканчивается 2-3 композициями под руководством воспитателя или мамы, далее требуется переключение внимания, видов деятельности. Но наиболее усидчивые дети 3,5 — 4 лет уже могут сами придумывать образы либо собирать их по имеющимся схемам. А если заинтересовать их не просто составлением фигур, а изготовлением разноцветного танграма, органично вплести в ходе занятия сказку, повествование с элементами приключения и яркие образы, то дошкольники могут самостоятельно придумать неожиданные решения головоломки.

Во сколько лет начать ребенку играть в танграм, каждый воспитатель или родитель решает сам. Дети могут освоить его очень рано, а могут не проявить интерес и в старшем дошкольном

Благодаря танграму  можно выполнить огромное количество задач. Известно, что даже Наполеон в свое время занимался складыванием фигурок танграм.

 Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения: учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют понятия цвета и формы; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части; помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.

Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.

Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу. Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых.

Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема: Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво (ее схема также представлена выше). Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурка также есть на схеме. Не стоит мучить ребенка многочисленными составлениями зверей, для одного занятия 2-3 вполне достаточно, на следующий день можно продолжить «заселение». Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по следующим схемам: Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давай попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много нового о своих родственниках. Давай покажем ей, как мы умеем собирать котиков. Еще очень интересны домики, которых из элементов танграма можно составить огромное множество: Вместе с ребенком следует обсудить, какой именно домик он хотел бы построить, например, для своих питомцев, после чего предложить ему поработать. Необходимо помочь, подержать, похвалить за старания, тогда и результат будет очень скоро.

Далее следует усложнить задания, предложив малышу уже более сложные схемы: При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу. Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее. Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки.

 Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.

При всей кажущейся примитивности танграм часто называют фитнесом для мозга – пускай не для взрослого, но для старших учеников детсада и младших школьников. Как это часто бывает в случае с развивающими играми, основная и первостепенная задача танграма – заставить ребёнка напрячь мышление, решая какую-то задачу, ведь только так можно «прокачать» умственные способности. Тем временем танграм положительно влияет на склад ума в целом и позволяет достичь цели по развитию следующих навыков.

Умение играть по правилам. Вероятно, базовый навык, с которого начинается обучение танграму, да и, пожалуй, вообще любым играм. Многие современные дети наверняка замечают, что любое их недовольство провоцирует повышенное внимание родителей, стремление угодить плачущему, успокоить его. Для малышей важно усвоить, что не все правила устанавливаются их родителями, и иногда надо уступить требованиям правил.

Способность понимать инструкции и следовать им. Следующий навык логически вытекает из предыдущего. Головоломкой во взрослом понимании этого термина танграм становится для детей не младше 1 класса, до того времени им обычно основательно подсказывают, как добиться поставленной цели. Их задача в данный момент – научиться слушать рекомендации и выполнять их.

·        
Наглядно-образное мышление и воображение. Это тот навык, который критически необходим для инженеров и творческих людей в целом – он позволяет придумать нечто совершенно новое, оперируя тем, что уже есть. Такое умение начинает проявляться у ребёнка чуть позже, когда он понемногу отходит от строгого следования инструкциям и начинает подключать фантазию, чтобы справиться с задачей без посторонней помощи. В этот момент у него развиваются комбинаторные способности – создать из разрозненных деталей что-то новое, обладающее другими свойствами.

 

·         Внимание. Типичная проблема маленьких детей, активно мешающая им учиться – это неспособность концентрировать внимание на чём-либо на протяжении длительного времени. Ругать малыша за это не стоит – он не притворяется и не ленится, а правда пока не может так сильно нагружать собственный мозг. Чтобы тренировать внимание, надо дать ребёнку задачу, которую он сам хотел бы решать – тогда он будет работать над собой на максимуме, и именно такой задачей может оказаться танграм.

При этом надо следить за тем, чтобы малыш не переутомлялся – такое тоже возможно.

·         Понимание цвета, величины и формы. Оригинальный танграм в большинстве случаев не отличался цветастостью, а был однотонным, но то была «скучная» головоломка для взрослых, а мы говорим об интересном и развивающем развлечении для ребёнка. Благодаря ярким деталям разной формы он быстрее запомнит названия цветов и фигур, научится понимать разницу между большим и маленьким, научится считать детали. Так закладываются основы для будушего овладения математикой.

Советы по выбору

На первый взгляд, выбирать танграм совершенно несложно – он ведь состоит всего из семи деталей одинаковой формы, поэтому кому-то все наборы могут показаться одинаковыми. На самом деле нельзя забывать, что раз уж товар выбирается для ребёнка, обращать внимание стоит на малейшие детали.

·         Расцветка деталей. Единого мнения относительно того, должен ли танграм быть разноцветным или нет, не существует. С одной стороны, детям нравится цветастость, и это повышает интерес к головоломке, с другой – не надо забывать, что яркость деталей повышает возбуждаемость, а потому ребёнок легче переключится на что-нибудь другое.

В целом можно дать следующий совет: гиперактивному или уже довольно подросшему малышу сгодится однотонный набор, а совсем маленькому флегматику точно полезнее будет цветной.

 

×
×