«Методы и приёмы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Автор: Заикина Юлия Александровна

Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе

Заикина Юлия Александровна, учитель начальных классов МОУ СШ №35 им. Дубины В.П.

Цель данного проекта:

-разрабатывать систему позволяющую учить детей без принуждения;

-выработать у детей устойчивый интерес к знаниям;

 -вовлечение учащихся  в художественно-творческую деятельность и формирование эстетических чувств;

В работе с детьми руководствуюсь правилами:

1. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Каждый ребёнок талантлив по-своему.

2. Делать установку на лучшее в человеке, культивировать лучшие качества души.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне.

Роль чтения и книги для развития ребёнка очень важна. Но в настоящее время всё чаще мы встречаемся с негативным отношением к нему. Современная ситуация  в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Не часто современные школьники испытывают желание читать книги.

Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе.

С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Метод проектирования помогает научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу.

Почему так привлекательны для меня уроки литературного чтения? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Конечно, важно заметить каждого, так как для кого – то достижение – задать тексту вопрос, а для кого – то создать собственное стихотворение или сочинить сказку. Овладение приёмами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями («Я могу!»), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами (очень сложной темы даже для учителя) и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни.

Творчество писателя и творчество читателя – это единый процесс, взаимно дополняющий друг друга. Именно он и определяет наслаждение от чтения. Жажда чтения становится его внутренней потребностью.

Наличие такой особенности восприятия младших школьников как эмоционального откликана произведение является основой возникновения интересного процесса – процесса сотворчества писателя и читателя.

На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, постановка «живых картин» к произведению.

Проведение драматизации способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини – драматических сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта.

Инсценируются тексты, обладающими ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительным диалогом, запоминающимися характерами.

При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Уделяя большое внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, развитие их эмоциональной и духовной сферы использую такие приёмы:

  1. «Дерево творчества». На дерево дети прикрепляют листочки, цветы, плоды на которых выполняли творческие задания. (Мини – сочинения, стихи, загадки).
  2. Примеры детских работ: произведения о друзьях класса в стихах.

 

Мои друзья.

Оглянитесь – ка вокруг.
Есть у вас на свете друг?
У меня,  к примеру, есть
Всех их и не перечесть.
Анна лучше всех танцует,
А Алиночка  рисует.
Павлик  всех нас рассмешит,
Если надо – защитит.
Ну, а  с Мутиной Алиной
Я за партою сижу.
Доброй, славной и хорошей
Дружбой  с ней я дорожу.
Есть ещё одна подружка,
С ней мы дружим с давних лет,
А зовут её Дашуля
На катке ей равных нет!
Без друзей ведь скучно жить –
Так давайте все дружить!
Мошнина Ксения,9 лет.

Посвящается Алине.

У любого человека

Есть подруга или друг.

Если будет много смеха

Или грустно станет вдруг

Друг тебя всегда поддержит,

Посоветует, простит,

Поиграет, если нужно,

И улыбкой наградит.

Есть и у меня подруга

И красива, и умна.

Лучше Лины нету друга,

Что случись – со мной она!

Кириллова Анна, 9 лет.

Друг.

У меня ест верный друг,

Дружим мы давно.

Он хороший человек

Понял я его.

В беде не бросит никогда,

На помощь он придёт всегда.

Подольский Степан, 9 лет

 

Известно старое изречение, что загадка – для ума зарядка. Сочиняя загадку, ребята развивают логическое и образное мышление.

Вот какие загадки придумали учащиеся 2-ых классов на школьную тематику:

Загадки.

 

1. По воздуху летаю,

По карте я скольжу.

И правильный ответ всегда вам укажу.

Помощник и подсказка

Учителя……..указка

 

2. Не простая я тетрадь,

Нельзя  рвать меня и мять.

Открыв мои страницы,

Узнаешь, ученик,

Задание на завтра.

Так что же я?…….. .дневник

3. В школу я с тобой иду

Толстый, красочный и яркий.

На плечах твоих несу

Ручку, книжки и тетрадки.

Как откроешь ты меня –

Разбегутся вдруг глаза!!!

Мармелад и апельсины

Шоколад и  мандарины.

И, конечно, карамель

Поместит для вас ….портфель

 

 

Кротова Ангелинаа, 9 лет

  1.  «В гостях у сказки». Во «Дворце сказок» живут любимые герои  из прочитанных и придуманных произведений.

Иногда от имени любимых героев ребята пишут стихи, мини рассказы. Вот как это выглядит.

 

 

 

 

 

Кошкины мечты.

(По сказке Л. Петрушевской «Кот, который умел петь».)

Кошка села на окошко,

И задумалась немножко…

Вот была б я человеком,

Сколько я могла бы знать!

И с соседскою собакой

Я могла бы погулять.

А мальчишку, что обидел,

Превратила б в мышку я!

Посадила его в клетку,

Пусть смеётся детвора.

На все деньги я б купила

Себе пилки для ногтей.

Целый день бы их точила,

Позвала к себе гостей.

«КИС – КИС – КИС», — позвал вдруг кто-то,

И развеялись мечты!

Если создал Бог таким вас,

Значит, в жизни вы нужны!

Подольский Павел, 9 лет

 

Муравей.

(По сказке В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»).

Жил на свете муравей,

Чтобы как-то стать сильней

Он забрался на берёзку.

Ветер дунул, лист сорвал.

Он чуть ножку не сломал.

Муравейчик сильно плачет,

Просит всех ему помочь

В дом попасть,

Ведь скоро ночь.

Бобров Александр, 9лет.

 

Красной линией через весь учебник проходит тема «Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом». И снова рождаются чудные детские творения.

 

Мама.

У нежной мамы ясные глаза,

У нежной мамы белая коса.

Мама часто вечерами устаёт,

Но приходит утро, и она встает.

Моя мама самая красивая,

Моя мама самая любимая.

Рождественский Денис, 9 лет.

 

Осень.

Ели качаются. Вечер.

Песни свои поёт ветер.

Облака летят быстро, как птицы.

Листья со свистом кружится.

Скоро заплачет дождик,

Не останется чистых дорожек.

Завянут на клумбах цветы.

Не будет прежней красоты.

 

Литература.

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1980, т.2
  2. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982 
×
×