ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Смаилова Линьяра Ибраимовна

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бутвина Ольга Юрьевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Смаилова Линьяра Ибраимовна   

Студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В данной статье раскрываются вопросы формирования основ эмоционально-чувственной сферы детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Раскрыты основные взгляды ученных на данный вопрос. Освещена суть ведущих дефиниций исследования. Перечислен критериальный аппарат, дана уровневая характеристика. Представлены результаты экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: эмоции, чувства, критерии, уровни, диагностика, дети среднего дошкольного возраста.

FORMATION OF THE EMOTIONAL-SENSUAL SPHERE OF CHILDREN OF THE MIDDLE PRESCHOOL AGE IN GAME ACTIVITY

Butvina Olga Yurievna

Associate Professor of the Department of Preschool Education and Pedagogy

Smailova Linyara Ibraimovna

Student

SBEI HE RK «Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov», Simferopol Republic of Crimea

 

Abstract. This article reveals the issues of forming the foundations of the emotional-sensual sphere of children of middle preschool age in play activities. The main views of scientists on this issue are revealed. The essence of the leading definitions of the study is highlighted. The criterion apparatus is listed, a level characteristic is given. The results of experimental activities are presented.

Keywords: emotions, feelings, criteria, levels, diagnostics, children of middle preschool age.

 

Проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, а также его условий и механизмов.

Понятие «эмоции» рассматривалось как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Это помогло выделить различные подходы в изучении эмоциональной сферы человека. Одним из первых, чье внимание привлекли эмоциональные явления, был Ч. Дарвин (создатель теории естественного отбора).

Отечественные физиологи И.И. Сеченов, И.П. Павлов и зарубежные ученые У. Кеннон, Гильгори рассматривали эмоциональные проявления с физиологической стороны.

В психологической  науке эмоции проанализированы в различных аспектах:

1) в личностном развитии (Л.С. Выготский, В.Н. Вилюнас, Б.И. Додонов и др.);

2) в поведении (А.В. Запорожец, К. Изард, Ж. Пиаже);

3) в деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

В работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Г.М. Цыпина было отмечено, что эмоции с возрастом начинают предвосхищать действия детей, увеличивается роль значимой части активности детей. Деятельность дошкольников обусловлена эмоциональными переживаниями, которые вызывают его дальнейшее развитие.

Таким образом, можно заключить, что дошкольный период является сензитивным для формирования у ребенка представлений об эмоциональной природе, а также для организации процесса приобщения ребенка к игровой деятельности на основе развития эмоциональной сферы.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и воодушевления. Игра ребенка насыщена различными эмоциями (страхом, грустью, удивлением, радостью и др.).

В игре развиваются дружеские взаимоотношения, гуманные чувства, дети учатся уступать друг другу, договариваться, переживать, помогать, учитывать желания. Принимая на себя роль, выполняя игровые и ролевые действия, развивая и придумывая сюжет, ребенок может глубоко и осмысленно понимать причины своих поступков, так как все, что происходит в игре, ребенок пропускает через себя.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек и игровой деятельности. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учить общаться и познавать себя. У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Так как именно игровая деятельность является средством развития эмоционально-чувственной сферы.

В большинстве исследований прослеживается тенденция к выделению физиологического, когнитивного и экспрессивного компонентов эмоции с выходом на потребности и цели субъекта. Эмоция, будучи результатом взаимодействия этих трех компонентов, обеспечивает, в свою очередь мотивационную основу любой деятельности. Таким образом, обобщение существующих точек зрения позволяет сделать вывод о двойной обусловленности эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой – особенностями воздействия (ситуации).

Среди имеющихся на сегодняшшний день определений эмоций нам представляется наиболее точным определение, данное A.B. Карповым, согласно которому под эмоциями понимается психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоционально-чувственная сфера представляет собой сложную и непрерывно меняющуюся систему своеобразных откликов на действительность и ее воздействия. Понятие «эмоциональная сфера» часто встречается в исследованиях таких авторов, как Дж. Боубли, И. Дубровина, Я. Корчак, А.А. Крылов, И.Я. Лернер, А.Х. Пашина и др.

При этом единодушия исследователей при трактовке понятия «эмоциональная сфера» не наблюдается. Некоторые исследователи рассматривают эмоциональную сферу в связи с мотивами (В.С. Мерлин) или с эмоционально-чувственным опытом человека (И.Л. Лернер).

А.Х. Пашина выделяет такие составляющие эмоциональной сферы, как доминирующее эмоциональное состояние, уровень тревожности, эмпатическая тенденция, эмоциональный слух, социальные эргичность, пластичность и эмоциональность. Обобщение существующих точек зрения позволяет нам определить эмоционально-чувственную сферу  как сложное субъектно-личностное образование, включающее как относительно устойчивые структурные образования (когнитивный, мотивационно-ценностный, конативно-деятельностный компоненты), так и динамические, ситуативно обусловленные проявления (эмоциональные состояния).

В современных исследованиях в данной области, чувства и эмоции рассматриваются как система сложных, взаимодействующих и взаимообуславливающих факторов и внутренних состояний, состоящих из ситуационных эмоциональных событий, которая образует, более широкое понятие – эмоциональную сферу человека. Чувства, в данном контексте, выступают «эмоциональными мостиками», изучение, которых позволит определить сущность психической реальности и причину поведения ребенка.

Решая вторую задачу, мы изучили психолого-педагогические особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Подчеркнем, что в эмоциональном развитии ребенка среднего дошкольного возраста происходит постепенное становление восприятия и воспроизведения дошкольниками эмоциональных состояний.

Развитие эмоциональной сферы в среднем дошкольном возрасте оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка  на последующих этапах жизни.

К основным особенностям развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста относятся: проявление аффективных реакций; эмоциональное предвосхищение; желание и попытки управления своим эмоциональным состоянием; формирование цепочки «желание – предвосхищение – направленное действие – соответствующая эмоция»; оценивание своего поведения.

Для решения задач констатирующего этапа были использованы следующие методы, позволяющие получить многомерную характеристику личности дошкольника для того, чтобы в дальнейшем прогнозировать, направлять и корректировать учебно-воспитательное воздействие воспитателя в образовательном процессе, а именно: наблюдение за эмоциональной насыщенностью и эмоциональным откликом детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности; анализ организации и дидактического оснащения образовательной деятельности; исследовательская беседа, тесты, разработка творческих заданий для выявления исходного уровня сформированности эмоционально-чувственной сферы детей среднего дошкольного: эмоционально-волевому; художественно-эстетическому; оценочно-коммуникативному.

Эмоционально-чувственный критерий рассматривается в аспекте развития сферы личности, что соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно-психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды. В каждом из них проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития, которые включают в себя потребность к эмоциональным проявлениям: чувства сопереживания, сочувствия, чуткости, гуманности и доброты; наличие действенного эмоционального отношения к себе и другим людям; способность воспринимать эмоциональное отношение других людей (сверстников, воспитателя, родителей).

Художественно-эстетический представляет собой общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, сходства или различия, содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у дошкольников на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности. Важным признаком развития эстетической воспитанности является умение любоваться красотой, видеть прекрасное в окружающих, в искусстве и жизни. Также у дошкольников возникает переживание, выраженное в произведениях искусств и художественном оформлении мультипликаций; понимание художественной выразительности форм, размеров, цветовой гаммы; умение самостоятельно придумывать содержание и развитие образа, искать его характерные особенности, тщательно выбирать формы воплощения героя. В каждом из просмотренных мультфильмов ребенок находит сходство межу собой и главным героем, это происходит на бессознательном уровне.

Сущность оценочно-коммуникативного критерия заключается в наличии эмоционального отношения и общения дошкольника со сверстниками и взрослыми, после просмотренных мультипликационных фильмов; выражение эмоционально-оценочного отношения к себе, к другим людям, к героям мультипликационных фильмов; умение формулировать элементарные эстетические суждения, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.

Выделены и охарактеризованы критерии, показатели и уровни сформированности эмоционально-чувственной сферы детей среднего дошкольного: эмоционально-волевой, художественно-эстетический, оценочно-коммуникативный. Уровни: высокий, средний и низкий. К каждому из критериев подобрано по два показателя, и по две диагностические методики. Данные критерии подобраны по теме исследования и направлены на определения уровня сформированности эмоционально-чувственной сферы детей среднего дошкольного.

Определен уровень сформированности эмоционально-чувственной сферы детей среднего дошкольного. Так, высокий уровень сформированности эмоционально-чувственной сферы выявлен у 6,6% дошкольников обеих Групп. Средний уровень продемонстрировали Группа А – 46,7% и Группа Б – 40% детей среднего дошкольного возраста. По результатам констатирующего исследования низкий уровень зафиксирован у Группы А – 46,7%, и Группы Б – 53,4% детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, возрастные особенности психических процессов старших дошкольников обуславливают некоторые недостатки их эмоционально-чувственной сферы дошкольников.

Полученные результаты подтверждают апробации педагогических условий, направленных на формирование эмоционально-чувственной сферы детей среднего дошкольного в игровой деятельности.

 

Список литературы:

1.              Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. т. 2. – 480 с.

2.              Запорожец Л.В. Избранные психологические труды / Л.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.

3.              Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2008. – 116 с.

4.              Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

5.              Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1972. – 576 с.

6.              Лук А.Н. Эмоции и чувства / А.Н. Лук. – Москва : Знание, 1972. – 79 с.

7.              Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 2006. – 212 с.

×
×