Робототехника как способ развития профессионально-личностных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Меньшикова Юлия Юрьевна

 

УДК 376.22

Меньшикова Ю.Ю.

(магистрант, 2 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Робототехника и прикладные исследования в области информационных

 технологий», ИФМИТО, ФГБОУ ВО «НГПУ», Новосибирск)

 

РОБОТОТЕХНИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

            Статья посвящена особенностям применения образовательной робототехники в учебном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья.

            Ключевые слова: робототехника, профессионально-личностные качества, развитие коммуникативных навыков у детей, конструкторы LEGO и Matatalab.

Образовательная робототехника – это один из способов решения учебных задач в игровой форме доступными для обучающегося методами. Образовательная робототехника позволяют охватить возраст от дошкольников до студентов. Во время занятий создаются проблемные ситуации, решение которых предполагает конструирование и программирование робота. Работа с конструкторами LEGO дает возможность через игровую форму овладевать способами и методами моделирования, проектирования и аргументации своей точки зрения. При этом у обучающегося формируются и развиваются такие профессионально-значимые личностные качества как любознательность, активность, самостоятельность, предприимчивость и ответственность.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – важнейшая часть их социализации и реабилитации.  У детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются трудности в зрительно-пространственных функциях, наблюдаются особенности восприятия учебного материала, ограничивающие возможности наглядного мышления. Образовательная робототехника способна нейтрализовать возникшие ограничения здоровья, так как направлена на повышение творческой активности, развитием критического и логического мышления и коммуникации.

Рассмотрим методику организации коррекционно-образовательной работы на примере конструктора Matatalab.  На пластиковом поле выстраивается алгоритм действий из блоков с рисунками (стрелки, циклы, цифры). Камера в управляющей башне считывает составленный алгоритм, преобразует его в код и передает сигнал роботу. Робот выполняет запрограммированное задание. При помощи своего воображения обучающиеся создают бесконечное количество игр с роботом. Образовательный процесс происходит в активной увлекательной форме без компьютера и планшета.  Обучающиеся учатся работать в команде и самостоятельно принимать решения, что способствует повышению самооценки ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Робототехника позволяет образовательной организации соответствовать запросам и требованиям научно-технического прогресса, модернизировать образовательный процесс, где урок становится увлекательным и продуктивным способом обучения. Кроме этого, считаем, что применение роботов является перспективным инструментом формирования цифровой грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и значимых профессионально-личностных качеств.

 

Научный руководитель – к. пед. н., доц. кафедры информационных

систем и цифрового образования Н. Р. Круглова

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×