Урок русского языка 6 класс. Разносклоняемые существительные.

Автор: Самбу Елена Борисовна

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

 

Цели урока:

  1. образовательные — дать учащимся знания по теме, научить их использовать полученные знания;
  2. воспитательные — воспитывать умение работать в коллективе, интерес к русскому языку и к слову в целом;
  3. развивающие — развитие интеллектуальных способностей учащихся: аналитические умения, развитие памяти.

1) образовательная:

создать устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных;

научить склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях;

совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.

2) развивающая:

 развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

3) воспитательная:

воспитывать культуру делового общения, любовь к русскому языку.

 

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

 

                                                 ХОД УРОКА

 

1.      Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, ребята!

Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость общения.  Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

2.       Актуализация знаний

На прошлом уроке мы повторили сведения о существительном. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.

1.Отвечаем на вопросы устно. ( Слайд 1 )

А) Определите , верно ли утверждение. «Да или нет» (по цепочке)

1)Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Да

2) Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными да

3)Имена существительные изменяются по родам нет

4)Имена существительные изменяются по числам и падежам да

5) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. нет

6) Падеж – это непостоянный признак существительного. да

7) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. нет

8) Слово «помощь» — существительное 3 скл. да

9) Слово «дорога» — существительное 1 склонения да

ИТОГ


Б) Орфографическая разминка. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся). ( с последующей самопроверкой на обратной стороне карточки)

 

1-й уровень сложности (на выбор).

Карточка-задание с самопроверкой. Вставьте пропущенные буквы в окончания существительных.

Ближе к ноч_

Вспомнить о дедушк_

Жить в Сибир_

Увидеть в магазин_

Увидеть на вершин_

Спросить у бабушк_

 

 

2-й уровень сложности

Карточка – задание с выбором одного правильного ответа

Задание: обведи кружком один верный ответ.

А1. Какое из указанных слов является существительным?

  1. Благодарить
  2. Благодарный
  3. Благодарность
  4. Благодарно

А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?

  1. Бахрома
  2. Лейтенант
  3. Изобретение
  1. Фасоль

А3. В окончании какого существительного пишется буква И?

  1. в старой алле..
  2. на пришкольном участк..
  3. на праздничной площад..

       4.   думать о природ..

А 4. В окончании какого существительного пишется буква Е?

       1.    слез с лошад..

2.       для районной библиотек..

  1. о школьной презентаци..
  2. о приятном разговор..

3-й уровень сложности.(работа у доски)

Вставить пропущенные буквы в словах, объяснить правописание их и произвести синтаксический разбор предложения

       Д…вно живу я в мир… этом, д…ю названья всем пр…дметам. (Повеств.. невоскл., прост., распр., двусост., осложн.)
Проверка результатов: как вы выполнили?

— кто без ошибок?

— у кого 1 или 2 ?

В) Работа с текстом (слайд № 2). На столе у вас дан текст. Давайте его прочитаем.                   

                                                  

                                                                Муравей.

    Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

В это время  по тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с радостью засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

                                                                                                                                                   А. Приставкин.

1.       Что можете сказать об этом тексте?

      Обоснуйте свою точку зрения. (текст, есть тема, основная мысль, абзацы, определенная структура.)

2.       О чем этот текст? (о невнимательном и небережном отношении человека к природе).

                                        3.    Какова основная мысль текста? Как автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение прямо, открыто в тексте? (человек, не будь так равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом порождает жестокость в большом; будь бережен ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).

                                       4.  Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

 

3.   Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. Постановка учебной задачи

 

Подчеркнутые слова ( а это существительные из этого текста) распределите по столбикам

1 склонение

2 склонение

3 склонение

 

ягода

солнце

радость

 

земля

человек

   

Проверка: зачитаем.

-Получилось распределить все слова?        (кроме одного (время))

-В чем же причина?

Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.

 

4.   ПРОБЛЕМА

Посмотрите, как склоняется это существительное. (слайд № 4)

И.П. времЯ

Р.П. временИ

Д.П. временИ

В.П. времЯ

Т.П. временЕМ

П.П. о временИ

Запишите в тетради

Сравните. (слайд № 3)

Вывод: в Р., Д., П. сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же мы будем называются такие сущ.?

Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём? (Ответы учащихся – разносклоняемые)

Сформулируйте и запишите тему урока:

Разносклоняемые имена существительные.

Выполните морфемный разбор слова разн –о-склон-я-ем-ые.

 5.  Постановка целей и задач урока.

Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.

-Кто поможет  объяснить цель нашего урока?

Цель урока: расширение знаний об именах существительных, учиться находить их среди других частей речи, грамотно писать и правильно их использовать, логически мыслить, обогащать свой словарный запас.

6.   Применение знаний и умений в новой ситуации.                                                                                 Работа с учебником:

Задание: прочтите материал о разносклоняемых  сущ. п.45 с. 136

Групповая работа.Поиск информации о разносклоняемых именах существительных

Дети работают по следующему плану:

1. Какие существительные относятся к разносклоняемым? 1гр

2.Почему они так называются? 2группа

3.Каковы особенности склонения данных существительных?  3группа

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

 

7.     Словарная работа.

  -есть ли среди этих слов  те, лексическое значение которых вам непонятно

Давайте обратимся к словарю. Работа с толковыми словарями. (Слайд 4)

— В каком словаре узнаем значение? (В толковом)

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) 

Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Вымя, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы у самок млекопитающих животных.

8.   Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть

Физминутка. (слайд 5)

Размахиваем знаменем,(показываем руками)

Разбрасываем семена.

Согнулись под бременем, (сгибаемся)

Почесываем темя.

Отправляемся в путь,(шагаем)

Громко называем свое имя.

9.  Закрепление.

1. Выборочный диктант. Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные, подчеркнуть их, определить число и падеж.

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами, со времени царя Гороха ,без роду и племени, гореть синим пламенем, под бременем лет.

— Известны вам эти выражения, а как они называются?

– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы?

(В них есть разносклоняемые существительные.)

– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)
2. Мы переходим к следующему заданию.

Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

10. Контроль усвоения. Тест (на каждой парте).

1.К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе

11. Дом. задание: 1. П. 45, выучить правило на стр.121,упр. 258.
                           2. найти и записать пословицы с разносклоняемыми существительными.

12. Рефлексия. По этой опорной схеме (Слайд № 6) сделайте вывод.

13. Выставление оценок за урок.

Какую оценку вы бы себе поставили?

×
×