Взаимодействие учителя — логопеда с семьей, воспитывающей детей с нарушением речи

Автор: Кулакова Наталия Юрьевна

Взаимодействие учителя — логопеда с семьей, воспитывающей детей с нарушением речи

 

2 слайд С каждым годом число детей-логопатов увеличивается. Многие родители ввиду своей занятости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для детей главным источником информации становится телевизор и Интернет.

3 слайд Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Нередко учителя-логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями обучающихся.  Многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития своего ребёнка, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя — логопеда и родителей.

4 слайд Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для этого необходимо целенаправленно и систематически вести работу, которая должна предусматривать обучение родителей.

Целью учителя — логопеда является изучение и внедрение разнообразных форм и методов работы с родителями детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

5 слайд Весь коррекционно — педагогичекий процесс взаимодействия с семьей можно разделить на  три блока:

I.                  6слайд  Информационно-аналитический блок предполагает в начале учебного года сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи сотрудничать с учителем – логопедом.

7 слайд Методы и формы работы учителя — логопеда: опрос, анкетирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики.

8 слайд  Первое направление данного блока — это

•        передача им необходимой информации по результатам диагностики детей;

•        индивидуальное и подгрупповое консультирование;

•        подготовленные для родителей листы – памятки, буклеты.

9 слайд  Второе направление – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. Индивидуальные консультации проводятся психологом, учителем – логопедом, медицинским работником, классными руководителями и воспитателями, если ребёнок проживает в интернате.

10 слайд  II. Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с уровнем речевого развития ребёнка.

11 слайд  Формы и методы работы, которые будут использоваться учителем-логопедом, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

12слайд  Сначала учитель — логопед обучает родителей вести дневниковые записи. Родителей просят регулярно записывать все, что у ребенка получается

или не получается.

13 слайд Кроме того учим родителей соблюдать особый речевой режим. Речь родителей должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией, должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с ребенком необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него. Желательно использовать сопряженную речь – совместное произнесение/проговаривание взрослым и ребенком коротких фраз,

двустиший, стихов, высказываний, ответов на вопросы, затем закреплять их

в самостоятельном повторении (отраженная речь).

         14слайд В нашей школе основной контингент классов с общим недоразвитием речи разных уровней.

Речевые нарушения достаточно часто сочетаются с другими нарушениями психического развития. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнение, классификация, анализ, синтез), дети отстают в развитии слухового внимания и восприятия, словесно-логического мышления, у них страдают процессы воображения, формирование личностных качеств.

Поэтому задачи семьи в обучении детей с ОНР связаны не только с развитием речи, но и с развитием высших психических функций, с формированием

личностных качеств ребенка.

15слайд С этой целью планируются мероприятия, которые включают родителей и детей в совместную деятельность. Это  создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела. Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия:

•        игротеки;

•        открытые занятия;

•        консультации;

•        творческие задания;

•        праздники;

•        педагогические мастерские для родителей.

16слайд III. Контрольно – оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся течение учебного года.

  17слайд   Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является и самоанализ работы логопеда. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и др. используются для отслеживания результатов.

18 слайд    Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный-развивающий процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

×
×