Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе как средство реализации этнокультурной составляющей обучения.

Автор: Пирожкова Наталия Владиславовна

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе как средство реализации этнокультурной составляющей обучения.

     Одним из актуальных вопросов внедрения, обновленных ФГОС в начальной школе является сохранение и развитие этнической культуры. Залог нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения — это, прежде всего, потребность обращения каждого народа к своей истории, традициям и обычаям, а также фольклору.

     Основой национального образования в начальной школе можно считать:

1)  изучение родного языка;

2)  использование краеведческого материала на уроках.

3)  изучение фольклора во внеурочной деятельности

     В Концепции национального образования Удмуртской Республики от 01.10 2019 года главная роль в структуре национального воспитания принадлежит семье, дошкольным и общеобразовательным учреждениям, организациям среднего и высшего образования.

     Немного истории. В 1991 году в школе № 1 города Воткинска в качестве эксперимента в одном из начальных классов в учебный план был введен факультатив по родному языку.

Затем были открыты классы с изучением удмуртского языка.  

     С 2006 года стали открываться полинациональные классы.

     В полинациональных классах обучались дети разных национальностей. Класс делился на две группы. Первая группа – с обучением удмуртскому языку и литературе. Дети второй группы изучали историко-культурные традиции и обычаи народов Удмуртской Республики через новые предметы: краеведение, родное слово, декоративно- прикладное искусство народов Удмуртии.

     С 2019 года снова стали открываться классы только с изучением удмуртского языка.

    В связи с обновленными ФГОС, которые начали действовать с 1 сентября 2022 года, большую роль в обучении играет патриотическое воспитание детей начальной школы. ФГОС прямо ставит перед нами задачи:

— развивать интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;

— формировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

     На уроках в начальной школе мы используем большое разнообразие краеведческого материала. В этом большим подспорьем являются краеведческая литература, периодические издания, в частности журнал «Вордскем кыл», интернет сайты, хрестоматия «Родной земли просторы».

Хрестоматия является любимой книгой для чтения во всех классах начальной школы. Дети с большим интересом изучают народный фольклор, произведения писателей и поэтов Удмуртии.

     Урок по внеклассному чтению в первом классе. Тема урока «Сергей Балобанов «Любознательный заяц».

     Учащиеся с большим интересом знакомились с произведением воткинского писателя. Дети на уроке выполняют различные задания по произведению, работают в группах. А в конце урока рисуют иллюстрации к сказке.

     Интегрированный урок по математике, окружающему миру и краеведению во втором классе. Тема урока «Красная книга Удмуртии». На этом уроке учащиеся знакомятся с флорой и фауной Удмуртской Республики.

     Интегрированный урок по математике и краеведению в третьем классе. Тема урока «Математическое путешествие по городам Удмуртии». На этом уроке учащиеся через выполнение математических заданий знакомятся с историей возникновения городов Удмуртской Республики.

Так решив четыре задачи и, записав цифры ответов, дети получают дату возникновения Воткинского поселка, в будущем города Воткинска.

     Интегрированный урок по русскому языку и краеведению в третьем классе. Тема урока «Золотой символ Удмуртии». Это урок повторения, изученного за год. Задания на уроке выполняются по маршрутному листу. Выполнив все задания, учащиеся читают текст на желтом поле и узнают о цветке «Италмас». Сценарии этих уроков, а также презентации к ним опубликованы в интернете.

     В условиях введения обновленных ФГОС в начальной школе ведется проектная деятельность учащихся с использованием краеведческого материала. Проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Мой город».  Пройдя раздел «Улицы нашего города», учащиеся выполнили проект, в котором разработана экскурсия по городу.

     Проект по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Удмуртии» во втором классе. Тема проекта «Мой национальный костюм». Сначала дети изучили особенности народных костюмов разных национальностей. Затем учащиеся нарисовали эскизы костюмов.

На последнем этапе, этапе изготовления костюма, понадобилась помощь родителей. Получились великолепные костюмы!

     Проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Национальные традиции в нашей школе». На этапе исследования дети посетили школьный музей «Удмуртская изба», изучили историю национального костюма, взяли интервью у преподавателей удмуртского языка и литературы. Результатом работы стала презентация «Национальные традиции в нашей школе», подготовленная учащимися.

     Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

×
×