Автор: Кулакова Наталия Юрьевна
Взаимодействие учителя — логопеда с семьей, воспитывающей детей с нарушением речи
2 слайд С каждым годом число детей-логопатов увеличивается. Многие родители ввиду своей занятости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для детей главным источником информации становится телевизор и Интернет.
3 слайд Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Нередко учителя-логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями обучающихся. Многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития своего ребёнка, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя — логопеда и родителей.
4 слайд Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для этого необходимо целенаправленно и систематически вести работу, которая должна предусматривать обучение родителей.
Целью учителя — логопеда является изучение и внедрение разнообразных форм и методов работы с родителями детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
5 слайд Весь коррекционно — педагогичекий процесс взаимодействия с семьей можно разделить на три блока:
I. 6слайд Информационно-аналитический блок предполагает в начале учебного года сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи сотрудничать с учителем – логопедом.
7 слайд Методы и формы работы учителя — логопеда: опрос, анкетирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики.
8 слайд Первое направление данного блока — это
• передача им необходимой информации по результатам диагностики детей;
• индивидуальное и подгрупповое консультирование;
• подготовленные для родителей листы – памятки, буклеты.
9 слайд Второе направление – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. Индивидуальные консультации проводятся психологом, учителем – логопедом, медицинским работником, классными руководителями и воспитателями, если ребёнок проживает в интернате.
10 слайд II. Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с уровнем речевого развития ребёнка.
11 слайд Формы и методы работы, которые будут использоваться учителем-логопедом, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
12слайд Сначала учитель — логопед обучает родителей вести дневниковые записи. Родителей просят регулярно записывать все, что у ребенка получается
или не получается.
13 слайд Кроме того учим родителей соблюдать особый речевой режим. Речь родителей должна быть небыстрой, четкой, разборчивой с подчеркнутой артикуляцией, должна состоять из коротких и ясных по смыслу предложений. Говорить с ребенком необходимо медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него. Желательно использовать сопряженную речь – совместное произнесение/проговаривание взрослым и ребенком коротких фраз,
двустиший, стихов, высказываний, ответов на вопросы, затем закреплять их
в самостоятельном повторении (отраженная речь).
14слайд В нашей школе основной контингент классов с общим недоразвитием речи разных уровней.
Речевые нарушения достаточно часто сочетаются с другими нарушениями психического развития. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнение, классификация, анализ, синтез), дети отстают в развитии слухового внимания и восприятия, словесно-логического мышления, у них страдают процессы воображения, формирование личностных качеств.
Поэтому задачи семьи в обучении детей с ОНР связаны не только с развитием речи, но и с развитием высших психических функций, с формированием
личностных качеств ребенка.
15слайд С этой целью планируются мероприятия, которые включают родителей и детей в совместную деятельность. Это создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела. Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия:
• игротеки;
• открытые занятия;
• консультации;
• творческие задания;
• праздники;
• педагогические мастерские для родителей.
16слайд III. Контрольно – оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся течение учебного года.
17слайд Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является и самоанализ работы логопеда. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и др. используются для отслеживания результатов.
18 слайд Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный-развивающий процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.