Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Автор: Пирожкова Наталия Владиславовна

     Одной из проблем современного общества является формирование личности, которая умеет находить эффективные способы решения любой проблемы, ставит перед собой цель для достижения результата и умеет представлять результат проделанной работы. Среди используемых нами педагогических технологий и методик наиболее значимой является проектно-исследовательская деятельность. Она является эффективным инструментом развития функциональной грамотности.

     Сегодня общество предлагает обучающимся большой объём учебного материала. Учебный материал не всегда усваивается обучающимися на теоретическом уровне. Полученные знания с большим трудом применяются на практике. Дети не могут связать полученные знания с практическими областями применения. Существует огромный разрыв между знаниями и применением их в жизни. Проектно-исследовательская деятельность сокращает этот разрыв. Проектно-исследовательская деятельность – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.

     Организуя проектно-исследовательскую деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:

·         формирование функциональной грамотности;

·         перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;

·         освоение технологии проектно-исследовательской деятельности.

     Проектно-исследовательская технология обучения является одной из наиболее активных форм обучения. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.

     Проектно-исследовательскую деятельность можно организовать на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

     Может быть использована следующая классификацию проектов:

1.  По временным рамкам: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

2. По количеству участников проекта: индивидуальный, работа в парах, групповой (2-4 человек)

3. По методу: творческий, исследовательский, информационный.

     Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, в его обще учебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

     Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.

      В результате можно сделать следующий вывод: проектно-исследовательская деятельность – это отличный инструмент для развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектно-исследовательскую деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств каждого ребёнка.

     Исследование — это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской и проектной деятельности учащихся мы следуем высказыванию немецкого драматурга и философа Готхольда Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».

×
×