«Использование мнемотехники при разучивании стихотворений»

Автор: Горохова Тамара Ивановна

В настоящее время проблема   развития речи   становится особенно значимой.  Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.   Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей    лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.  Я стала искать новые методы, приемы и формы эффективного обучения. И стала использовать приемы мнемотехники, они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации.
           К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, я стала использовать в своей работе приёмы мнемотехники при разучивании стихотворений.

 Цель: ознакомление и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.
             Задачи:
 — раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
— познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

            Так что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Из истории:

         Мнемотехника насчитывает как минимум две тысячи лет.

         Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.

         Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. 

         Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.

         Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Когда можно заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
            Для детей младшего и    среднего дошкольного возраста   необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка-  серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Мнемотаблицы могут быть:

-предметными

— предметно-схематичные

— схематичные.

Структура мнемотехники

Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам.

Размер мнемотаблиц. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется следующие размеры таблиц:

•           для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2×2), на 9 клеток (3×3);

•           для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3×3), на 16 клеток (4×4);

•           для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток (4×4),  на 25 клеток (5×5).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  

Глядя на опорные картинки, дети не перевирают порядок слов в стихотворных строчках, не испытывают затруднений, вспоминая следующую строку.   


Этапы работы над стихотворением

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Мнемотехника в разучивании стихотворений»

2. Индивидуальные консультации для родителей.

3. Практическая работа по составлению мнемотехники

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                Использование мнемотехники в обучении дошкольников и младших школьников позволяет решать такие задачи, как развитие связной речи, развитие мелкой моторики рук, развитие психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, сокращает время обучения.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, этот метод помогает сделать процесс запоминания стихотворения простым, интересным, творческим.

Мнемотехнику можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром;

• при заучивании стихов;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составу числа;

• при воспитании культурно-гигиенических навыков;

• при воспитании навыков самообслуживания;

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. 

×
×