«Психологическая безопасность ребенка»

Автор: Горбунова Валентина Юрьевна

Горбунова Валентина Юрьевна

воспитатель

МАДОУ Д/С № 53

г.Белово, Кемеровская область

«Психологическая безопасность ребенка»

Аннотация: статья посвящена важному вопросу психологической безопасности дошкольной образовательной организации. Авторы предлагают разные способы достижения психологической безопасности детей, одной из которых является консультирование, в целом активное взаимодействие, с родителями.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность,

психологический комфорт, интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера,

коммуникативные умения, волевая сфера, взаимодействие с родителями, мотивация к обучению.

Образовательная среда современной дошкольной образовательной организации – феномен многоаспектный, находящийся в центре внимания многих дисциплин. Однако проблема психологической безопасности стала предметом исследований совсем недавно.

Психологическая безопасность важна для полноценного развития дошкольников, сохранения и поддержания психологического здоровья, предупреждения

психических травм. Отсутствие или недостаточность защищенности ребенка

чреваты тем, что создают чувство неверия в свои силы, отсутствие стремления к

успеху, одиночество, агрессию. Причинами нарушения психологической безопасности могут быть: семейные проблемы, нарушения межличностных связей

в детском коллективе, враждебность окружающей среды (персонала ДОУ и пр.),

эмоциональные перегрузки, индивидуально-личностные особенности ребенка и

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

др. Все это препятствует полноценному развитию личности и порождает проблемы в образовательной среде.

На базе нашего детского сада идет активная работа в данном направлении.

Коллектив старается создать комфортную, психологически безопасную образовательную среду для естественного развития ребенка. Решаются следующие задачи:

1) развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти,

внимания, воображения;

2) развитие интеллектуальной сферы: развитие мыслительных умений,

наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого

и критического мышления;

3) развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих

эмоций;

4) развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

5) развитие личностной сферы: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

6) развитие волевой сферы: произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

7) формирование позитивной мотивации к обучению.

Мы активно работаем с родителями детей:

‒ привлекаем их к созданию условий в семье, способствующих наиболее

полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях,

и реализации их в повседневной жизни;

‒ ведем просветительскую работу в форме лекций и семинаров-практикумов на темы «Психологическое здоровье ребенка», «Психологическая безопасность в образовании».

Психологически безопасная образовательная среда ДОУ влияет в конечном

счете на микроклимат в группе, способствует созданию необходимого психологического комфорта для всех участников образовательного процесса, но самое

главное – способствует успешной социализации детей. Находясь в группе сверстников, ребенок уже в детском саду претендует на признание: стремится стать в

этой среде успешным, популярным или авторитетным.

Работа в этом направлении необходима в образовании, она очень актуальна,

тем более в дошкольных организациях. Но точно можно сказать по результатам

опыта нашего сада, что тут необходима открытость системы дошкольного образования и для детей, и для родителей, и для педагогов. Это одна из самых важных

производных психологической безопасности образования, чем мы больше рассказываем, показываем, разъясняем и взаимодействуем, тем более безопасной становится образовательная среда, тем больше возможности находить правильные решения в трудных вопросах. Не стоит бояться открытости, которая может сделать

нашу образовательную среду психологически безопасной.

 

Список литературы

1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И.А. Баевой. – М.: Нестор-история, 2011. – 272 с.

2. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / под

ред. Н.Е. Харламенковой. – М.: Когито-Центр, 2017. – 344 с.

3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руковод. / под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с

×
×