Автор: Горбунова Валентина Юрьевна
Горбунова Валентина Юрьевна
воспитатель
МАДОУ Д/С № 53
г.Белово, Кемеровская область
«Психологическая безопасность ребенка»
Аннотация: статья посвящена важному вопросу психологической безопасности дошкольной образовательной организации. Авторы предлагают разные способы достижения психологической безопасности детей, одной из которых является консультирование, в целом активное взаимодействие, с родителями.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность,
психологический комфорт, интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера,
коммуникативные умения, волевая сфера, взаимодействие с родителями, мотивация к обучению.
Образовательная среда современной дошкольной образовательной организации – феномен многоаспектный, находящийся в центре внимания многих дисциплин. Однако проблема психологической безопасности стала предметом исследований совсем недавно.
Психологическая безопасность важна для полноценного развития дошкольников, сохранения и поддержания психологического здоровья, предупреждения
психических травм. Отсутствие или недостаточность защищенности ребенка
чреваты тем, что создают чувство неверия в свои силы, отсутствие стремления к
успеху, одиночество, агрессию. Причинами нарушения психологической безопасности могут быть: семейные проблемы, нарушения межличностных связей
в детском коллективе, враждебность окружающей среды (персонала ДОУ и пр.),
эмоциональные перегрузки, индивидуально-личностные особенности ребенка и
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
др. Все это препятствует полноценному развитию личности и порождает проблемы в образовательной среде.
На базе нашего детского сада идет активная работа в данном направлении.
Коллектив старается создать комфортную, психологически безопасную образовательную среду для естественного развития ребенка. Решаются следующие задачи:
1) развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти,
внимания, воображения;
2) развитие интеллектуальной сферы: развитие мыслительных умений,
наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого
и критического мышления;
3) развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих
эмоций;
4) развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
5) развитие личностной сферы: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
6) развитие волевой сферы: произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
7) формирование позитивной мотивации к обучению.
Мы активно работаем с родителями детей:
‒ привлекаем их к созданию условий в семье, способствующих наиболее
полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях,
и реализации их в повседневной жизни;
‒ ведем просветительскую работу в форме лекций и семинаров-практикумов на темы «Психологическое здоровье ребенка», «Психологическая безопасность в образовании».
Психологически безопасная образовательная среда ДОУ влияет в конечном
счете на микроклимат в группе, способствует созданию необходимого психологического комфорта для всех участников образовательного процесса, но самое
главное – способствует успешной социализации детей. Находясь в группе сверстников, ребенок уже в детском саду претендует на признание: стремится стать в
этой среде успешным, популярным или авторитетным.
Работа в этом направлении необходима в образовании, она очень актуальна,
тем более в дошкольных организациях. Но точно можно сказать по результатам
опыта нашего сада, что тут необходима открытость системы дошкольного образования и для детей, и для родителей, и для педагогов. Это одна из самых важных
производных психологической безопасности образования, чем мы больше рассказываем, показываем, разъясняем и взаимодействуем, тем более безопасной становится образовательная среда, тем больше возможности находить правильные решения в трудных вопросах. Не стоит бояться открытости, которая может сделать
нашу образовательную среду психологически безопасной.
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И.А. Баевой. – М.: Нестор-история, 2011. – 272 с.
2. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / под
ред. Н.Е. Харламенковой. – М.: Когито-Центр, 2017. – 344 с.
3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. руковод. / под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с