Автор: Тухватуллина Рамиля Рашитовна
Исследовательская работа
по физической культуре на тему
«Методика подготовки к сдаче норм ГТО детей»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки детей к сдаче норм ГТО …. 8
1.1 Характеристика Всероссийского физкультурно–спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» как явления социальной действительности ….. 8
1.2 Психолого–педагогические основы формирования у старших школьников готовности к сдаче норм ГТО ……………………………………………. 13
1.3 Методические основы подготовки детей старшего школьного возраста
к сдаче норм ГТО …………………………………………………………………………………. 22 Выводы по первой главе ……………………………………………………………………….. 30
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию у детей готовности к сдаче норм ГТО ……………………………………………………………….. 32
2.1 Выявление уровня сформированности готовности к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста ……………………………………………………… 32
2.2 Содержание методической работы по формированию у детей готовности к сдаче норм ГТО ……………………………………………………………….. 35
2.3 Результаты реализации методики подготовки детей старшего школьного возраста к сдаче норм ГТО ………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………. 60
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях российского общества, когда стресс стал повседневным, большую помощь может оказать физическая подготовка. Общефизическая подготовка дает положительный эффект для всего организма, но лишь малая часть людей занимается физкультурой и спортом.
Для того, чтобы население активно вовлекалось в спортивно– оздоровительную деятельность, необходимо создавать предпосылки. Легче это сделать у детей, т.к. они обладают большей пластичностью к изменениям и являются активными участниками образовательно– воспитательного процесса.
Процессом формирования привычек к здоровому образу жизни необходимо уделять значительное внимание, если мы заботимся о будущем нации. Начиная с дошкольного возраста, каждая программа обучения и развития включает в себя такой раздел, как физическое развитие. В младшем и старшем школьном возрасте, массово уделяется внимание физическому воспитанию на уроках физкультуры. Это является минимальным и наш взгляд недостаточным стимулом, для того чтобы способствовать формированию здорового образа жизни и занятиям физической активностью в жизни ребенка. У детей как показывают исследования отечественных психологов в области спорта, наблюдается низкая мотивация к занятиям и недостаточный уровень знаний и понимания пользы, которую несут занятия физической культурой и спортом. Таким образом, педагогам и родителям важно позаботиться о том, чтобы заинтересовать школьников и показать увлекательность и пользу от занятий физической культурой.
В рамках образовательной деятельности, осуществляемой по ФГОС, основной целью образования, получаемого по дисциплине физическая культура – это «формирование многогранного, физически развитого человека, для закрепления ценностей физической культуры и сохранения здоровья на долгое время, для оптимизации работы и организации активного отдыха».
В начальных классах эта цель подробно описана: «Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей с точки зрения здоровья учащихся, общего развития физических и умственных качеств, а также использования физической культуры в здоровом виде».
О том, что необходимо прививать навыки в формировании позитивного отношения к занятию физической культурой и спортом, задумались и на уровне высшей власти РФ.
24 марта 2014 г. на официальном сайте правовой информации РФ опубликован Указ Президента РФ о Всероссийском физкультурно– спортивном комплексе «Готов к труду и обороне».
Основное содержание документа сводится к тому, что дальнейшего улучшения государственной политики в области физкультуры и спорта в РФ с 1 сентября 2014 г. происходит постепенное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Всероссийский физкультурно–спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) представляет собой «программную и нормативную основу системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности и нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения» [32].
Программа комплекса ГТО включает в себя разнообразные виды испытаний, назначение которых заключается в строгой и объективной оценке показателей основных физических качеств человека (силы, выносливости, гибкости, координации, и т.д.) [1].
Ученые – исследователи, которые занимались проблемами готовности школьников сдавать нормы ГТО, пришли к выводам, что процесс сдачи норм ГТО, несет в себе колоссальную физическую нагрузку. Испытуемые школьники, не были подготовлены должным образом, к сдаче нормативов, также и отсутствие должной физической подготовки у школьников, может привести к нежелательным последствиям, и несет потенциальный риск для неподготовленных детей [38].
Принимая во внимание вышеизложенное, мы установили существенное противоречие, которое заключается между важной необходимостью готовности детей младшего и старшего школьного возраста сдачи норм ГТО и недостаточно проработанными и представленными психолого-педагогическими условиями формирования такой готовности у детей младшего и старшего школьного возраста.
Выявленное нами противоречие, позволило сформулировать проблему нашего исследования: каковы на сегодняшний день существуют возможности подготовки к сдаче ГТО младших и старших школьников?
Исходя из проблемы, сформулирована тема исследования: методика подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
Исходя из темы, сформулирована цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре у детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
Гипотеза: подготовка к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста, будет эффективной, если:
1) изучены теоретические основы проблемы исследования;
2) разработана методика подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста;
3) выявлены педагогические условия реализации методики подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
В соответствии с целью, нами были выделены задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методические основы подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
2. Разработать и апробировать методику подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации методики подготовки к сдаче норм ГТО детей старшего школьного возраста.
В работе мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий,
Формирующий и контрольный этапы, и анализ результатов, которые мы получили в процессе исследования.