8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Автор: Тагиева Севиндж Вилаят кызы

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

Рисование имеет огромное значение в системе дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Участие в методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?». Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение.

Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке. Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: – снимает детские страхи; – увеличивает уверенность в своих силах; – формирует пространственное мышление; – подталкивает детей к творческим поискам и решениям; – знакомит с разными материалами; – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; – развивает мелкую моторику рук; – развивает творческие способности, воображение и воображение. – формируется эстетическое восприятие. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие

необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к

обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея

определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка

те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с

удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый

своевременно должен помогать ему.

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что

издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить, как

академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с

требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой

системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во

многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта

решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это — обучение

без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для

творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия.

Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с

художественными материалами и т.п. Но это — творчество без обучения. Оно

поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого

ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник «не вступает во

владение» собственным творческим потенциалом.

Нужен третий путь — путь целенаправленного руководства творческим

развитием детей. Первое, о чем думать, — это о том, что ребенок субъект

творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст

«верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если

ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он

решает по-настоящему художественную задачу).

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя

традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами.

Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко

раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию

воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого

результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать

пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы

и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в

своей работе.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и

техник способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются

навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети

раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им

доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и

верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не

препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше

внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть

только свой собственный путь»

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности,

поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить

его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими

стимулами могут быть:

 игра, которая является основным видом деятельности детей;

 сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма

приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

 просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им

важно почувствовать себя значимыми;

 музыкальное сопровождение. И т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы

действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные

методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет

детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает

воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие

методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное

содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я придерживаюсь

современной классификации методов, авторами которого являются Лернер

И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

информационно-рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

 рассматривание;

 наблюдение;

 экскурсия;

 образец воспитателя;

 показ воспитателя.

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.

Он включает в себя:

 прием повтора;

 работа на черновиках;

 выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком —

либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить

часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает

самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть

использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим

только лишь для старших школьников.

×
×