Автор: Жужома Оксана Александровна
Согласно Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом
государственной политики. Государство создает условия, способствующие всестороннему
духовному, нравственному, интеллектуальному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (Ст. 67.1, п. 4).
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» среди целевых показателей национальной цели «возможности для самореализации и развития талантов» обозначены: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2021 г. отмечена особая значимость ценностей любви к Родине, стремления внести личный вклад в её развитие, на которые опирается гражданско-патриотическое воспитание в системе образования.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализуемый с 2021 г. в рамках Национального проекта «Образование», ставит следующие задачи: создание условий развития системы межпоколенческого взаимодействия, обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи; формирование единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания.
Фундаментальными базовыми ценностными категориями, лежащими в основе процесса воспитания, выступают «человек», «развитие», «детство», «зрелость», «гражданское общество». Социальная миссия воспитания — сплочение, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, своего региона, Российской Федерации, реализуется посредством создания условий для гражданской, социально-профессиональной, правовой, национальной, конфессиональной идентификации, а также сетевой социализации детей и молодёжи в общем ценностном пространстве, объединяющем разные поколения и социальные слои.
Современное поколение детей и молодёжи в значительной степени ориентируется на ценности самостоятельности, независимости, сетевой коммуникации и сетевого командного взаимодействия, оценки (в социальных сетях), удовольствия, ярких впечатлений, новизны (нового опыта), комфорта и спокойствия, разнообразия, разнонаправленности интересов, изменчивости жизненной обстановки, спонтанности, быстрого результата. Исходя из выше сказанного, очевидно, что воспитание гражданственности должно происходить в процессе деятельности. Именно этот принцип я пытаюсь реализовать в ходе своей работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у обучающихся сельской школы.
Переехав работать в сельскую местность, я взяла классное руководство в пятом классе. И именно их я попросила познакомить меня сначала со своим селом, районом и областью, найти преимущества проживания в их селе (оно достаточно большое), посоветовать достопримечательности, которые необходимо посетить в первую очередь и почему. Затем ребята рассказали, где можно работать в селе кроме школы. Получился замечательный цикл классных часов о своей малой родине. В шестом классе мы продолжили этот цикл, но здесь ребята углубились в историю. Они нашли очень интересные факты об образовании села, об интересных людях – односельчанах, сделавших вклад в развитие села или района. А в седьмом классе мы планируем пофантазировать и создать мини-проекты нашего села в будущем: каким ребята хотят его увидеть, чтобы им было жить в нём комфортно.
Второе направление в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников села – это долгий путь к Великой Победе через призму своей семьи, односельчан , района и области. Здесь огромную поддержку нам оказывает музей. На базе музея ребятами класса было проведено открытое мероприятия для начальной школы «Мы помним». Одни ребята рассказали про своих прадедов и прабабушек, родственников, которые воевали на фронте, а другие рассказывали о вкладе села и работников тыла в Победу. Малыши читали стихи и пели фронтовые песни. Получилось яркое, запоминающееся мероприятие. Также весь класс принимает участие в акции «Бессмертный полк». Наш класс стал абсолютным победителем школьной битве хоров с песней «А бой идёт…». В течение двух лет мы с классом нашли много информации о подвигах пионеров и комсомольцев во время ВОВ. Дополнительным материалом служат учебные и художественные фильмы с последующим обсуждением. Эта работа идёт в дополнение к «Разговорам о важном».
Сейчас ребята стремятся сами принимать участие акциях «Письмо солдату», «Посылка солдату», так как очень многих семей коснулась новая беда. Активное участие в осенних ярмарках помогло ребятам заработать определённую сумму денег и передать её на покупку дополнительных лекарств. Начало недели с поднятия флага и прослушивания гимна, походы, турслёты, победы и участие в легкоатлетических кроссах, приуроченных к национальным праздникам, также способствуют росту чувства гордости за свою прекрасную страну.
Большинству ребят в классе недоступно очное участие во Всероссийских конкурсах, но здесь на помощь приходят IT-технологии. Ребята участвуют в конкурсах фонда Андрея Первозванного, Алые паруса и других. В планах у нас участие в конкурсе «Большая перемена».
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что неважно в наше время где ты живёшь, в городе или селе, условия для воспитания чувства гражданственности и патриотизма можно создать везде: от чувства гордости за свою малую Родину до чувства гордости за свою великую, сильную державу.