«Логопедическая разминка для детей среднего возраста»

Автор: Клевцова Людмила Владимировна

Статья учителя-логопеда Клевцовой Л.В.

«Логопедическая разминка для детей среднего возраста».

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, особенно мелкой, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

«Логопедическая разминка» — комплекс разнонаправленных развивающих интересных ми упражнений помогает, активизирующих речевое развитие детей и профилактирующих речевые нарушения.

Цель: сбалансировать и привести в активное состояние работу всех органов и систем организма, улучшить психофизическое и эмоциональное состояние ребёнка.

Задачи: обогащение мозга кислородом; укрепление мышц тела и мелкой мускулатуры пальцев рук, улучшение координации; совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве, в своём теле; развитие произвольного внимания, зрительно-тактильной памяти, аналитического восприятия, логического мышления; развитие речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через игровые упражнения.

При этом подбирается комплекс упражнений, с тематической направленностью, включающий в себя:

Данный комплекс упражнений включает в себя:

1.       Ритмичное упр. [Развитие общей моторики, ко­ординация речи с движением – активизация сенсо-моторных зон мозга.]

2.        Пальчиковая гимнастика. [Развитие мелкой мотори­ки и координации пальцев рук, стимуляция моторных зон мозга].

3.        Самомассаж рук. [Развитие ручной моторики, обогащение тактильными ощущениями, т.е. насыщение кинетическими восходящими импульсами от рецепторов пальцев рук сенсорных зон мозга].

4.        Самомассаж лица. [Нормализация тонуса мышц, улучшение координации и ориентировки на своём лице, рефлексотерапия — насыщение кинетическими восходящими импульсами от рецепторов пальцев рук и лица сенсорных зон мозга].

5. Упражнения для развития речевого дыхания. [Формирование правильного носового вдоха и длительного ротового выдоха, регуляция работы диафрагмы, участвующей в речевом акте].

6. При наличии нарушений звукопроизношения — Артикуляционная гимнастика. [Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, формирование ощущения положения языка во рту].

Данная логопедическая разминка для детей 4-5 лет, может проводиться с детьми, имеющими задержку или нарушения речевого развития, так и с детьми, речь которых соответствует возрасту как общеразвивающие упражнения.

                     Логопедическая разминка.

«Игрушки. Я — человек. Части тела и лица.»

1.       Ритмичное упр. для развития общей моторики «Мячики». [Раз­вивание общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Актуализация словаря.

Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.


Ножками топают,
Ручками хлопают.
Головками кивают

И тихо приседают.

Дети прыгают на месте,

 

 

топают,

хлопают,

кивают,

медленно приседают.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев». [Раз­витие мелкой моторики рук — активизация тонких дифференцированных движений, координации речи с движением, чувства ритма.]

 

Пять пальцев на руке своей.

Назвать по имени сумей.

 

Первый палец – большой.

Второй – указательный.

Третий – средний.

Четвёртый – безымянный.

Пятый – мизинец.

Сжаты кулачки. Разжимать и сжимать кулаки.

 

Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы.

 

 

3.   Самомассаж ладоней «Весёлый карандашик»ормализация мышечного тонуса, улучшение координации].

 Катать между ладоней ребристый карандаш.

Я весёлый карандашик

Я кручусь между ладошек.

Я верчусь вперёд, назад,

Массажик делать очень рад!

 

4.   Самомассаж лица «Солнышко проснулось». [Нормализация тонуса мышц, улучшение координации и ориентировки на своём лице, рефлексотерапия].

Кончики пальцев «подушечками» ставим на середину лба и, прижимая их, разводим к верху ушей.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Поставить кончики пальцев вверх на крылья носа.

Прижимая, разводим вниз на середину щеки, потом вверх к середине ушей.

Солнышко проснулось,

К щёчкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Поставить кончики пальцев на губы.

Прижимая, разводим через щёки к середине ушей.

 Солнышко проснулось,

К губкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Поставить кончики пальцев на губы.

Прижимая, разводим через щёки к середине ушей.

Солнышко проснулось,

Подбородочка коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

 

5.   Упр. для постановки нижнедиафрагмального дыхания «Надуем мячик». [Формирование правильного носового вдоха и длительного ротового выдоха].

 

Стоя, ноги на ширине плеч. Руки положить на живот. Руками на живот не давить, а контролировать как работают мышцы живота: расслабляются и напрягаются.

Вдох через нос – надуть «мячик или шарик в животике» у себя, чтобы стал круглым животик. Выдох через рот, щёки втянуты, губы круглые – сдуть «мячик», втянуть живот к спине. Повторить 3 — 4 раза.

 

6.   Артикуляционная гимнастика. [Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, формирование ощущения положения языка во рту].

Эти три упр. выполнять стоя, руки на животе, как в упр. «Надуем мячик» — вдох через нос – надули мячик или шарик в животе и на выдохе выполнять поочерёдно одно упр. Сделать каждое упр. 3 раза.

 

                                                                    «БЕГЕМОТИК»

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

Открыть рот как можно шире, удерживать его так до счёта «пять», произнося: «а-а-а…», потом закрыть рот.

Когда пение гласных отработается хорошо, можно перейти к чтению стиха и упр. можно делать сидя.

 

 

«ЛЯГУШКА»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем — перестанем

И нисколько не устанем.

Широко улыбнуться, уголки рта тянутся к ушам, показывая сомкнутые зубки. Произносить «и-и-и…».

Когда пение гласных отработается хорошо, можно перейти к чтению стиха и упр. можно делать сидя.

 

«СЛОНИК»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

Вытянуть губки трубочкой вперёд как хобот, произнося: «у-у-у». Когда пение гласных отработается хорошо, можно перейти к чтению стиха и упр. можно делать сидя.

×
×