Эксперименты и опыты на уроке окружающего мира

Автор: Юлия Николаевна Макарычева

Свойства воздуха

В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает воздух вокруг Земли.

1.     Значение воздуха в нашей жизни: дыхыние

 — Воздух нам необходим для дыхания. Мы его вдыхаем и выдыхаем. Возьмите стакан с водой и соломинку для коктейля, и пусть ребенок выдохнет воздух. В стакане появятся пузырьки воздуха. А мы воздух вдыхаем и выдыхаем.Пусть ученик положит ладонь  на грудь и почувствует, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе,— это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

— Сколько времени человек может обойтись без дыхыния?

Предложите ученику ладонями зажать рот и нос, а сами по- считайте вслух, сколько времени он может обойтись без воздуха.

 

2.     Сколько весит воздух?

Воздух имеет вес? Возьмите указку и привяжите к ее центру нитку. Надуйте два шарика(шарики должны быть одинакового размера), завяжите шарики у горлышка, и оставьте нитку одинаковой длины. Завяжите шарики за нитки по краям указки. Подвести указку на крючок. Проколите шарик с одной стороны иголкой. Надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Дальше проткните  и второй шарик: бах — и лопнувшие шарики опять уравновесится.

 

3. Чем пахнет воздух?

Возьмите лимон, освежитель воздуха и предложите ученикам последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в классе.

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

 

4.Воздух может нагреваться и охлаждаться.

Поставьте открытую пластмассую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставьте бутылку в тарелку с горячей водой. Шарик сам стал надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик опустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Свойства воды.

1.Форма воды – вода не имеет форму, она принимает форму сосуда, который она наполняет.

  Предложите детям несколько сосудов: ваза, банка, контейнер, ведро. И попросите налить в них воду. Подводим учеников к выводу, что вода принимает форму сосуда.

2.  Имеет ли вода вкус?

Предложите детям три чашки с водой. Первая чашка с читстой водой, попросите одного ученика попробовать на вкус, и сказать , что он почувствовал. Во вторую чашку добавьте сахар, и повторите просьбу к ученику. И в третью чашку добавьте соль, и в последний раз повторите просьбу. Подвелите к вводу, что вода не имеет вкус. Вода приобретает вкус добавленного продукта.

3.  Имеет ли вода запах?

 Предложите детям три чашки с водой. Первая чашка с читстой водой, попросите одного ученика попробовать на вкус, и сказать , что он почувствовал. Во вторую чашку добавьте лимон, и повторите просьбу к ученику. И в третью чашку добавьте мяту, и в последний раз повторите просьбу. Подведите к вводу, что вода не имеет запах. Вода приобретает запах добавленного продукта.

 

2.  Имеет ли вода цвет?

 Предложите детям три прозрачных стакана с водой. Первый стакан с читстой водой, обратите внимание учеников, что вода прозрачна. Во второй стакан добавьте марганцовку, понаблюдайте, что вода приняла цвет кристаллов маргонцовки. И в третий стакан добавьте гуашь зеленого цвета, и понаблюдайте, что вода приобрела зеленый цвет. Подведите к вводу, что вода не имеет цвет. Вода приобретает цвет добавленного продукта.

×
×