Автор: Клевцова Людмила Владимировна
Статья учителя-логопеда Клевцовой Л.В.
«Логопедическая разминка для детей среднего возраста».
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, особенно мелкой, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
«Логопедическая разминка» — комплекс разнонаправленных развивающих интересных ми упражнений помогает, активизирующих речевое развитие детей и профилактирующих речевые нарушения.
Цель: сбалансировать и привести в активное состояние работу всех органов и систем организма, улучшить психофизическое и эмоциональное состояние ребёнка.
Задачи: обогащение мозга кислородом; укрепление мышц тела и мелкой мускулатуры пальцев рук, улучшение координации; совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве, в своём теле; развитие произвольного внимания, зрительно-тактильной памяти, аналитического восприятия, логического мышления; развитие речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через игровые упражнения.
При этом подбирается комплекс упражнений, с тематической направленностью, включающий в себя:
Данный комплекс упражнений включает в себя:
1. Ритмичное упр. [Развитие общей моторики, координация речи с движением – активизация сенсо-моторных зон мозга.]
2. Пальчиковая гимнастика. [Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, стимуляция моторных зон мозга].
3. Самомассаж рук. [Развитие ручной моторики, обогащение тактильными ощущениями, т.е. насыщение кинетическими восходящими импульсами от рецепторов пальцев рук сенсорных зон мозга].
4. Самомассаж лица. [Нормализация тонуса мышц, улучшение координации и ориентировки на своём лице, рефлексотерапия — насыщение кинетическими восходящими импульсами от рецепторов пальцев рук и лица сенсорных зон мозга].
5. Упражнения для развития речевого дыхания. [Формирование правильного носового вдоха и длительного ротового выдоха, регуляция работы диафрагмы, участвующей в речевом акте].
6. При наличии нарушений звукопроизношения — Артикуляционная гимнастика. [Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, формирование ощущения положения языка во рту].
Данная логопедическая разминка для детей 4-5 лет, может проводиться с детьми, имеющими задержку или нарушения речевого развития, так и с детьми, речь которых соответствует возрасту как общеразвивающие упражнения.
Логопедическая разминка.
«Игрушки. Я — человек. Части тела и лица.»
1. Ритмичное упр. для развития общей моторики «Мячики». [Развивание общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Актуализация словаря.
Девочки и мальчики
И тихо приседают. |
Дети прыгают на месте,
топают, хлопают, кивают, медленно приседают. |
2. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев». [Развитие мелкой моторики рук — активизация тонких дифференцированных движений, координации речи с движением, чувства ритма.]
Пять пальцев на руке своей. Назвать по имени сумей.
Первый палец – большой. Второй – указательный. Третий – средний. Четвёртый – безымянный. Пятый – мизинец. |
Сжаты кулачки. Разжимать и сжимать кулаки.
Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы.
|
3. Самомассаж ладоней «Весёлый карандашик» [Нормализация мышечного тонуса, улучшение координации].
Катать между ладоней ребристый карандаш.
— Я весёлый карандашик
— Я кручусь между ладошек.
— Я верчусь вперёд, назад,
— Массажик делать очень рад!
4. Самомассаж лица «Солнышко проснулось». [Нормализация тонуса мышц, улучшение координации и ориентировки на своём лице, рефлексотерапия].
Кончики пальцев «подушечками» ставим на середину лба и, прижимая их, разводим к верху ушей.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Поставить кончики пальцев вверх на крылья носа.
Прижимая, разводим вниз на середину щеки, потом вверх к середине ушей.
Солнышко проснулось,
К щёчкам прикоснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Поставить кончики пальцев на губы.
Прижимая, разводим через щёки к середине ушей.
Солнышко проснулось,
К губкам прикоснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Поставить кончики пальцев на губы.
Прижимая, разводим через щёки к середине ушей.
Солнышко проснулось,
Подбородочка коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
5. Упр. для постановки нижнедиафрагмального дыхания «Надуем мячик». [Формирование правильного носового вдоха и длительного ротового выдоха].
Стоя, ноги на ширине плеч. Руки положить на живот. Руками на живот не давить, а контролировать как работают мышцы живота: расслабляются и напрягаются.
Вдох через нос – надуть «мячик или шарик в животике» у себя, чтобы стал круглым животик. Выдох через рот, щёки втянуты, губы круглые – сдуть «мячик», втянуть живот к спине. Повторить 3 — 4 раза.
6. Артикуляционная гимнастика. [Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, формирование ощущения положения языка во рту].
Эти три упр. выполнять стоя, руки на животе, как в упр. «Надуем мячик» — вдох через нос – надули мячик или шарик в животе и на выдохе выполнять поочерёдно одно упр. Сделать каждое упр. 3 раза.
«БЕГЕМОТИК»
Рот пошире открываем В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот. |
Открыть рот как можно шире, удерживать его так до счёта «пять», произнося: «а-а-а…», потом закрыть рот. Когда пение гласных отработается хорошо, можно перейти к чтению стиха и упр. можно делать сидя.
|
«ЛЯГУШКА»
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем — перестанем И нисколько не устанем. |
Широко улыбнуться, уголки рта тянутся к ушам, показывая сомкнутые зубки. Произносить «и-и-и…». Когда пение гласных отработается хорошо, можно перейти к чтению стиха и упр. можно делать сидя. |
«СЛОНИК»
Я водичку набираю И ребяток поливаю! Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. |
Вытянуть губки трубочкой вперёд как хобот, произнося: «у-у-у». Когда пение гласных отработается хорошо, можно перейти к чтению стиха и упр. можно делать сидя. |