Психологические аспекты развития личности детей интернатного воспитания.

Автор: Лобода Лилия Александровна

                                                                                                                                                                                                   Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,                                                                                                                                                                                              что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже                                                                                                                                                                                                и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.                                                                                                                                                                                                                                                                               Ф. М. Достоевский

Постинтернатная адаптация для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку для данной категории молодого поколения, выросшего в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений, находясь на государственном обеспечении, переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.

У вступающего во взрослую жизнь должны быть сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации. Несмотря на проводимую с воспитанниками интернатов в этом отношении работу, анализ практики показывает, что после выхода из названных учреждений сироты испытывают значительные трудности в адаптации к миру, не умеют применить полученные знания в жизни. Это приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют моделей самостоятельной жизни, теряются в незнакомой ситуации, могут решать возникающие проблемы незаконными способами, не видя других путей, проявляют склонность к социальной деградации и т. д.

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Все это свидетельствует о виктимизации (Виктимность – это особенность поведения человека, который ненамеренно навлекает на себя агрессию со стороны других людей. Термин произошел от латинского слова «victima» — жертва)выпускников интернатных учреждений, что обусловливает необходимость реализации системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, способствующей их социальной адаптации и социализации после выхода из стен интернатов.

Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям — сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг .

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

·       ведут иждивенческий образ жизни;

·       страдают от алкогольной зависимости;

·       совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Социально-психологический портрет выпускника интернатного учреждения:

•   отсутствие учебной мотивации, доминирование социальной мотивации;

•   демонстрируют показное безразличие, активно используют защитное поведение, которые маскируют неуверенность, страх, тревожность,  и т.п.;

•   нуждаются в любви, понимании, поддержке, но не умеют вести себя таким образом, чтобы к ним проявляли ожидаемое отношение;

•   недоверчивость, пессимизм, отсутствие активности;

•   часто проявляют раздражительность, нетерпение, вспышки агрессии;

•   отсутствие цели в жизни;

•   неадекватная самооценка – заниженная или завышенная;

•   повышенный уровень виктимности — склонность стать жертвой преступления.

В начале вступления в самостоятельную жизнь выпускникам приходится осваивать новое жизнен­ное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом). Трудовые навыки вы­пускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка нос­ков, чистка зубов и пр. — не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами, — у выпускников отсутствует обычный страх перед тем, что деньги могут закончиться или завтра будет нечего есть. Жить по предлагаемым обстоятельствам становится нормой. Они начинают покупать дорогие вещи, которые потом либо обменивают на всякую ерунду, либо просто теря­ют. Довольствуясь малым в быту, они приобретают дорогие, чаще всего ненужные им вещи (сотовые телефоны, плейеры, телевизоры, компьютеры, ноутбуки), поскольку желание иметь выше понимания того, что имеющийся доход не позволяет им это приобрести.

Уровень ответственности выпускников необычайно низок — они чувствуют себя ответственными только перед «своими детдомовцами». У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель — прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто сидеть дома, так как не знают, как им дальше быть.

Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Они привязчивы, даже навязчивы, доверчивы и не искушены в сложностях взаимоотношений людей. Чаще всего люди, повстречавшие ребенка-сироту, начинают его искренне «спасать». Приспособившись к участливому взрослому, выпускник начинает потреблять, ставить перед взрослым цели и задачи реализации своих желаний. И взрослый становится «донором». Если же со временем взрослый начинает понимать, что что-то не так, выпускник принимается его шантажировать и, саботируя отношения, требует «положенного пайка».

Исследования показывают, что выпускники интернатов менее успешны в решении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта.

Поступая на обучение в учебное заведения студенты-сироты встречаются с трудностями, к которым они не были готовы:

— перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму – проживанию в общежитии, знакомству с инфраструктурой города;

— налаживание коммуникативных связей со сверстниками, педагогами, воспитателями;

— рациональное распределение денежных средств, то есть эффективное использование социальных гарантий для детей-сирот – обеспечение продуктами питания, одеждой и обувью, канцелярскими товарами, другими необходимыми принадлежностями;

— хронические заболевания детей-сирот, связанные соматическим развитием, усугубляемые употреблением алкоголя и курением;

— неустойчивое психологическое состояние, связанное со статусом (равнодушие, инфантильность, синдром иждивенца), вхождением в новый коллектив в учебном заведении и в общежитии;

— соблюдение Правил внутреннего распорядка колледжа, Правил проживания в общежитии – проявление ответственности и самостоятельности, заключающееся в ежедневном посещении учебных занятий, выполнении домашних заданий, следование режиму труда и отдыха в общежитии;

— реализация своих возможностей и способностей во внеурочной деятельности, то есть эффективное распределение времени для обучения и участия в различного рода мероприятиях, предлагаемых в колледже, общежитии и учреждениях дополнительного образования города.

         Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятель­ной жизни, необходима помощь и поддержка взрослых и педагогов в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с выпускни­ком могут стать основой его успешной адаптации.

Для построения эффективной работы нужно понимать характерологические и личностные особен­ности выпускников детского дома, испытыва­ющих значительные трудности при формировании жиз­ненного плана, от наличия которого зависит успешность жизнеустройства и социальной адаптации. В значитель­ной степени это связано с тем, что у детей-сирот не формируется целостный образ прошлого: в памяти со­храняются отрывочные впечатления, при этом практи­чески нет ранних воспоминаний.

Это можно отнести к «феномену осознания» отчуждения своего опыта, когда отдельные прожитые эпизоды для ребенка не становятся событиями их жизни, не присваиваются и не входят в их психологический опыт. Если они и остаются в памяти ребенка, то лишь как формальные знания о том, что и как надо делать, но не как событие его личной жизни, в котором концентриру­ются его переживания. Все это связано с условиями жизни детей в детском доме и закладывается в тех отношениях ребенка со взрос­лым, которые характерны для детского дома.

Психологи выделяют следующие негативные черты общественного воспитания:

1. Закрытость учреждений интернатного типа.

2. Особый тип взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:

— сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

— дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенными взрослыми;

—    частая сменяемость взрослых в детском доме, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, дробит его жизнь на кусочки;

—  несовпадающие нормы поведения;

—  жесткая регламентация поведения ребенка, пошаговое санкционирование деятельности детей, не оставляющая возможности выбора и минимальной персональной ответственности за свои действия.

— в этих условиях положительное отношение взрослых ребенок должен заслужить выполнением их требований, примерным поведением и хорошими отметками.

3. Бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды, малым числом и однообразием предметов, с которыми они действуют.

4. Постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

5. Недостаточная психолого-педагогическая подготовка воспитателей.

6. Издержки программ воспитания, а часто их отсутствие, не компенсирующих дефектов развития вне семьи.

7. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье.

8. Групповой подход к детям и отсут­ствие индивидуальных контактов со взрослым, который влечет невыделенность своего «я» и его неосознанность.

Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных   особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития,  беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и др.

Особая психологическая проблема-отсутствие свободного помещения, в котором воспитанник мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Особенно это важно в подростковом и юношеском возрасте, когда появляется потребность в одиночестве на некоторое время. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Потребность в одиночестве в той или иной степени присуща всем подросткам и юношам (девушкам) и, более того, является необходимой для развития личности в этом возрасте. Но у воспитанников интернатов эта потребность часто оказывается депривированной.

Неразвитый социальный интеллект также является большой проблемой, приводящей к наличию у выпуск­ников проблем. Они часто не знают элементарных ве­щей: как правильно позвонить по телефону, как плани­ровать собственный бюджет, как правильно заполнить квитанции, как получить ту или иную справку, написать заявление, как строить отношения с коллегами по уче­бе или работе и прочее. Не обладая необходимыми со­циальными навыками, они не могут сами устроиться на работу, получить необходимые документы для учебы, ра­боты. Устроившись на работу и не наладив взаимоотно­шения в коллективе, часто бросают ее. В связи с низким уровнем развития необходимых социальных навыков они нередко становятся жертвами махинаций или оказываются соучастниками преступ­лений.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.

Особая проблема — феномен «мы» в условиях интерната. Было установлено, что здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» — чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребёнка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети, живущие в интернате, чаще всего также обособлены; они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребёнком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.                                                                                                                                      У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению.

Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сформулировать характерологические структуры личности выпускников:

·      часто встречающаяся интеллектуальная недостаточность, выраженная в умеренной степени, при значительной дисгармоничности умственного развития.  Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе;

·      стойкий компонент инфантилизма — личностной незрелости, недоразвитости, главным образом, в плане общения, понимания себя и других людей, практическая неспособность целенаправленно строить свою жизнь и последовательно отстаивать свои интересы и права;

·      эмоциональная неустойчивость: снижение способности противостоять стрессовым нагрузкам, склонность действовать под влиянием аффекта, импульсивно, без учета реальности;

·      повышенная внушаемость — некритическая доверчивость и подверженность манипулятивным психологическим воздействиям;

·      проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы;

·      проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений;

·      нарушение эмоционально-волевого развития воспитанников. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе. Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную;

По существу, единственным основанием, позволяющим объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер. Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации.

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не представляется возможности удовлетворять основные жизненные потребности – потребность в любви, принятии, телесной близости, общении, поддержке и т.д. Лишенные материнской заботы, любви, внимания, понимания в раннем детстве испытывают задержку и отклонения в  эмоциональном уровне, физическом  уровне, интеллектуальном развитии, социальном уровне.

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее для него пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того ограничена ли моторика человека, отлучён ли он от культуры и социума, лишён ли с раннего детства материнской любви — проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства — вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от лёгких нарушений до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Психическое, и в особенности, личностное развитие воспитанников интернатных учреждений обусловлено влиянием депривационного синдрома.

Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви. Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды.

Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей. Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.

Синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.

В полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей. Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.

Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы.

Даже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка. Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь. По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.

Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.

Первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. Многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития. Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода». Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.

Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата. Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.

Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности. Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям. В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.

Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.

Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни. В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить. Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:

·      гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания;

·      упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру;

·      беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса;

·      замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии;

·      отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми;

·      нарушения в развитии когнитивных навыков;

·      эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.

Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка. По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества». Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.

        Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь. Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании. Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.

Изучая психологию формирования личности детей интернатного воспитания, мы должны иметь в виду, что дети получали различного вида травмы: психологическую, физическую, зачастую и сексуальную.

Психотравма — это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия. Она может нарушить организацию психики и привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям.

Та или иная психотравма есть практически у 100% детей из детских домов. Большинство этот серьезный травмирующий опыт получают в кровных семьях. Ведь все-таки ребята из благополучных семей, как правило, в детдомах не оказываются — будущие воспитанники детских домов живут в асоциальных семьях и сталкиваются не только с пристрастием взрослых к алкоголю или наркотикам, но и с отсутствием заботы, голодом, иногда даже с сексуальным насилием — очень тяжелыми вещами. Чаще всего жертвами физического или психологического, сексуального  насилия становятся дети, потому что они зависят от взрослых и не способны защитить себя.

Изъятие из семьи — это тоже очень травмирующая ситуация. Маленький ребенок любит родителей безусловно, независимо от того, какой достаток в доме и какой образ жизни ведет мама или папа (конечно, если это не ситуация, когда родители ребенка сильно и постоянно бьют). Но, как правило, ребенок, проживая не в самых нормальных условиях, просто не понимает, что может быть иначе, для него именно такая жизнь — норма. Даже если мама мало кормит, плохо одевает, много пьет — для него это не повод для отвержения мамы.

Когда ребенка изымают из семьи, возникает повторная травма — он теряет привычный мир близких людей и оказывается один на один с системой детских домов, где чужие люди и порядки. В детских домах тоже разное случается, но там никто не занимается психологической реабилитацией детей.

В детском доме, в ситуации абсолютного одиночества и пренебрежения системы к индивидуальным потребностям и особенностям, у ребенка происходит процесс «заморозки» — он замыкается внутри себя и в таком состоянии живет.

Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство.)  и суицидальных наклонностей, причем последствия эмоционального насилия по воздействию равны последствиям физического и сексуального или даже превышают его.

Хотя в это и сложно поверить, одна душевная травма, особенно полученная в детстве, может изменить и структуру, и химический состав мозга.

Что же происходит в мозге?

1. При воздействии травматической ситуации ребенок постоянно находится в состоянии активизированного возбуждения (настороженность, страх за свою безопасность, жизнь).

2. Когда ребенок находится в течение короткого либо длительного периода в состоянии нервного возбуждения, это отражается на когнитивных функциях и поведении ребенка, так как в мозге происходят изменения.

3. У детей, перенесших ПЭТ, могут быть трудности с концентрацией, с обучением и запоминанием из-за ущерба мозгу, причиненного ПЭТ гиппокампу, ответственному за эти процессы.

Травмированные люди впоследствии очень осторожны. Они никому не доверяют. Они отчаянно нуждаются в близких и теплых отношениях, но не верят, что такое возможно. В их опыте много боли и мало поддержки. Проявляться это может по-разному. Человек может быть чрезмерно агрессивен. Он всех подозревает и реагирует на малейший раздражитель неадекватно сильно. Его позиция: «нападение — лучшая мера защиты», причем он использует ее для ситуаций, когда защищаться вовсе и не нужно. 

Другие могут быть, наоборот, чрезмерно замкнутыми. Они привыкли в сложных ситуациях погружаться в свой мир, где не так страшно и одиноко. И как только они чувствуют малейшую угрозу, они уходят в себя. Такие люди склонны к суицидам.

Третьи становятся борцами за справедливость. Они ищут возмездия, прикрывая это идейными соображениями. Они защищают обиженных, применяя насилие, и оправдывают это насилие благими намерениями. В общем, они делают то, в чем сами когда-то сильно нуждались, — пытаются дать слабым защиту и безопасность.

Признаки психотравмы проявляются в течение всей жизни .

— Постоянное проигрывание прошлого в голове.

— Панические атаки.

— Вспышки агрессии.

— Частая подавленность.

— Постоянное чувство вины.

— Страх будущего.

— Недоверие к окружающим.

— Резкие перепады настроения.

— Чрезмерная плаксивость.

— Бессонница.

— Эмоциональная отстраненность.

— Частые головные боли.

— Постоянное чувство тревоги.

— Частое онемение конечностей.

Особенность психологической травмы в том, что каждый ребенок в силу индивидуальных особенностей по-разному переживает ту или иную ситуацию. Процесс восстановления может длиться довольно долго, но ускорить его невозможно. Поэтому для нормального функционирования человека как личности должны обеспечиваться не только психологическая безопасность образовательной среды, но и психологическая безопасность личности.

 

 

 

 

×
×