Автор: Калинина Валентина Дмитриевна
«Задачи курса «Общее фортепиано»
на отделении Хорового дирижирования»
Курс фортепиано выполняет одну из главных ролей в развитии музыкантов-исполнителей разных специальностей. Становление певца, композитора, дирижера невозможно без овладения его инструментом «фортепиано», не имея возможности приобщиться к фортепиано, нельзя приобрести обширный художественный кругозор, познакомиться с выдающимися образцами мировой исполнительской музыкальной классики.
Что касается организации процесса обучения игре на фортепиано в разного уровня учебных заведениях, то стоит отметить, что данные методические разработки и учебные планы не достаточно разработаны и адаптированы под современного исполнителя.
Если сравнить программы пианистов и программы для учащихся других специальностей по предмету «Фортепиано», то несложно заметить, что у пианистов преобладает развитие виртуозного владения инструментом, а в программе по предмету «Общее фортепиано» работа с учащимися направлена на расширение общего музыкального кругозора, а также ознакомление с произведениями ансамблевой литературы.
«Характер деятельности дирижера хора связан с изучением хоровых партитур за инструментом, а исполнение сложных многоголосных хоровых сочинений вызывает необходимость в профессиональном владении фортепиано»[1].
Учащиеся дирижерско-хорового отделения должны обладать основными пианистическими и исполнительскими навыками, так как по мере усложнения репертуара хоровых партитур возрастает и сложность работы за фортепиано. Но, в связи, с большим количеством специальных предметов, курсу «Общее фортепиано» уделяется совсем мало времени.
Основной задачей курса «Общего фортепиано» – научить учащегося владеть инструментом в таком объеме, который ему необходим для дальнейшей исполнительской профессиональной деятельности. Самым главным в обучении учащегося, прежде всего, является накопление навыков профессиональной работы за инструментом, а также умение осмыслить и исполнить грамотно произведение.
Пристальное внимание следует обратить на проблему фразировки и интонирования. Обучение интонированию на инструменте, задача не простая. Педагогу необходимо научить учащегося анализировать интонационные тяготения в произведениях и находить необходимые исполнительские приемы, помогающие воплотить эти интонации во время игры.
На начальном этапе работы, важно научить слышать «дыхание руки». Пропевание слов для учащегося является первостепенной задачей, необходимой для возможности освобождения руки в цезурах между фразами. Музыкальная интонация, сопровождающаяся словом, помогает оформить грамотное ударение, расстановки и точности воспроизведения мордентов.
Очень часто в работе педагога-пианиста используются приемы, связанные с дирижированием, вокализацией. Для ощущения метроритмической пульсации бывает необходимо продирижировать отдельный фрагмент произведения, дирижерский жест помогает ощутить выразительность мелодической линии и передать пластику пианистического движения. Пластика помогает ощутить длину мелодической линии в кантилене, почувствовать и пропеть длинную ноту.
Также пристального внимания требует подготовка к работе над метроритмом. Он является основополагающей стороной профессионализма дирижера, становится главным фактором в построении музыкального произведения.
Нередко на занятиях по фортепиано, учащемуся и преподавателю приходится обращаться к дирижированию, так как это помогает отчетливо услышать пульс произведения, а также точно и грамотно исполнить сложный ритмический рисунок.
Также необходимо уделить достаточно внимания проблеме технической подготовки дирижеров. Во время исполнения упражнений (гамм и арпеджио), следует обратить пристальное внимание на удобство положения руки во время подкладывания первого пальца, также следить за единством позиции во время исполнения длинных арпеджио.
Далеко не последнюю роль в организации учебного процесса играет дефицит времени, который достаточно сложно восполнить. «Восполнить недостаточное количество времени помогают парные уроки, когда соединяется время уроков двух учеников. В середине этого занятия время может быть отведено исполнению ансамблей, аккомпанементов, чтению с листа (в четыре руки), то есть той части работы, которая может проводиться совместно»[2]. Данный вид уроков повышает эффективность усвоения материала, дисциплинирует учащихся.
Преподаватель должен ответственно и творчески подходить к выбору музыкального материала, который заинтересует учащегося и активизирует его творческие способности. Желательно, чтобы музыкальный материал взаимодействовал с другими задачами и предметами учебного процесса.
Литература:
1. Зеленкова Е. Преемственность и специфика процесса обучения дирижеров-хоровиков в классе фортепиано. Казань, 2004.
2. Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. М., Музыка, 1988.