Автор: Фёдорова Галина Петровна
Некоторые сценарии из «Сборника тематических мероприятий»
объединения «Театрал»
МБУДО ДДТ «Родник», г.о. Химки
Педагог дополнительного образования
МБУДО ДДТ «Родник», г.о. Химки
Фёдорова Г.П.
1.Сценарий Торжественного мероприятия «Лебедь – птица верности», посвященный 20-летию учреждения.
Дата: 7 февраля 2020, 16.00
Место проведения: актовый зал школы №20.
Концертный блок
Приглушенный свет, на сцене демонстрируется видеоролик про превращение Гадкого утенка в Лебедя (из союз/мультфильма «Гадкий утенок»). В конце включается свет и на последних аккордах выходят из-за кулис ведущие. Звучит музыка.
Ведущий 1: В одной из сказок, что почти с пеленок,
Мне перед сном рассказывала мать,
В семье утиной странный рос утёнок,
Которого все «гадким» стали звать.
За то, что у него не та походка,
За то, что голос у него сипел.
И было утке с селезнем неловко,
Когда, как все, он крякать не хотел.
И у кормушки часто не хватало
Еды и места для того птенца.
И за других ему перепадало,
Щипкам, придиркам не было конца.
А в синем небе пролетала стая
Красивых, гордых, сильных лебедей.
Весь двор смотрел, вслед птицам замирая,
Птенец мечтал иметь таких друзей.
И вот однажды ночью звёздной, тёмной
Покинул птичий двор постылый свой.
На озере, на самом отдаленном,
Нашёл приют в пещере небольшой.
Всё лето жил один утёнок гадкий,
Но он мечту о небе не бросал.
И вечерами лунными украдкой,
Он поднимался в небо и летал.
Узнал утёнок, в небесах летая,
И ширь лесов, и красоту полей,
Как трудно одному парить без стаи,
Как тяжело на свете без друзей.
Настала осень. Ночи все прохладней.
Затосковал утенок, быть беде.
И как-то в небе над озерной гладью
Он вновь увидел стаю лебедей.
Они, взрастив птенцов своих прекрасных
Большой семьёй на юг держали путь.
И в этот день осенний и ненастный
На озеро спустились отдохнуть.
И позабыв про страхи и сомненья
Утёнок из пещеры вышел днём.
Своё в воде увидел отраженье,
От счастья по воде забил крылом.
Он вовсе не утёнок и не гадкий.
Он ‒ лебедь, только очень молодой.
Вся стая приняла его по-братски,
И в тёплые края взяла с собой.
И пролетая над двором знакомым,
Услышал он весёлый птичий гвалт,
А то, что это «гадкий» был утёнок,
Никто из них, конечно, не узнал.
Все восхищались благородной птицей,
Завидовали силе и всерьёз.
Но, видно, им не суждено гордиться,
Что этот лебедь во дворе их рос.
Ведущий 2: В каждой сказке для детей есть урок,
А для взрослых в детских сказках — намёк!
Дни без радости в неволе
Тихо пролетали,
А в страданиях до боли,
Крылья прорастали!
Не был Путь его напрасным,
Хоть тернист и долог,
Ведь Мечте своей прекрасной
Верен был утёнок!
Он в мученьях превращался
В Лебедя большого
И однажды в высь поднялся
Неба голубого!!!
Номер 1 Хореографический коллектив «Настроение» — пластический номер про птиц.
Ведущий 1: Кто придумал лебедей?
Для чего они на свете?
Независимы, как ветер,
А живут среди людей.
Так придумано хитро
Для того, чтоб на планете
Посредине лихолетья
Люди помнили добро.
На экране слайд лебедей.
Ведущий 2: Лебедь — сильная и красивая птица, само воплощение грации. Почитание лебедей имеет очень древние корни. Буряты называют лебедя «дитем небес». У бурят он воплощает вечное материнство и верность нравственным корням. Лебеди — дочери Бога. Казахи охраняли лебедей, называя лебедя царем птиц. Вотяки в священной роще пойманного заранее лебедя украшали серебристыми лентами, садили на телегу, везли к реке, а затем отпускали на волю. В русских народных песнях и былинах лебедь по частоте упоминания стоит на первом месте среди других птиц. Ю.Н. Тынянов интерпретирует метафору «лебедь белая» как специфическое проявление русского менталитета. У марийцев бытовал запрет на отстрел лебедей, гусей и голубей, которые назывались «божьи гуси».
Ведущий 1: Издревле так повелось,
Что в легендах слыли,
Символ верности, любви,
Лебеди прослыли.
И спокон веков молва,
Верность птичью славит,
И в примеры лебедей,
Люд друг другу ставит!
Номер 2 ___________________. G. Clark — Совершенствование.
Ведущий 2: Нет пределу совершенства,
Всем природа доказала,
Лебедей красивых, нежных,
Словно сказку воссоздала.
Белоснежные создания,
Грациозны и милы,
Величавая осанка,
И всю жизнь они верны!
Ведущий 1: Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта, а его белизна — искренность. Знаменитая «лебединая песня» — обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит к Эсхилу (525-456 г. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.
Ведущий 2: Лебеди — дивной красоты птицы. А.Грин назвал их аристократами вод, Н.Заболоцкий — белоснежным дивом, Г.Х.Андерсен подарил миру трогательную историю превращения гадкого утёнка.
Утёнок был большим и некрасивым,
И самого себя он не любил.
Его ругали, прогоняли, били,
Все униженья кротко он сносил.
И думал часто: « Что за жизнь несчастная
Досталась мне на много дней и лет»,
Но вырос он, стал лебедем прекрасным,
И Андерсеном в сказке был воспет.
Когда порой бывает больно, плохо,
А радости проходят стороной,
То вспоминай про гадкого утёнка,
Живи, но будь всегда самим собой.
Номер 3 Хореографический коллектив «Дункан»
Ведущий 1: Жизнь бедовая берет подъемы круто,
На пределе напряженье и надлом.
Нынче лебеди повеяли городу
Белоснежным, цвета Севера, крылом.
Знак надежды – нам он только помогает,
А иначе, кто бы выдумал тогда,
Будто птицы к людям сами прилетают
Только в добрые, родные города.
Презираю справедливые приметы,
Но зимою будут помниться светлей
Ночи белые, навеянные лету
Белоснежными крылами лебедей.
Ведущий 2: Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло).
Ведущий 1: Когда я вижу их, то я — в прострации,
По водной глади плавает — Мечта.
У чёрных лебедей — такая грация,
Что никаким павлинам — не чета.
Полна Природа — красками богатыми.
Блеск фауны — не для моих Идей.
Что мне — Малевич, с «чёрными квадратами»?
Искусства Пик — вид чёрных лебедей.
Ведущий 2: Смолистый, чёрный блеск пера лебяжьего —
В движеньи грациозного крыла,
Изящно задевает — сердце каждого,
Полоска жизни чёрной, в ком — была.
И чёрный кот, и чёрный ворон, видимо,
Воспеты — за изящность черноты.
И в лебедях вот — радугу не видим мы.
Не всем идут — цветастые понты.
Номер 4 Детский образцовый хореографический коллектив «Натали» танец дуэт «Черный лебедь и Белый лебедь».
Ведущий 1: Лебединая песня…Лебединый крик всегда достаточно мелодичен и полон меланхолии. Грусти. Крики летящих лебедей, сливаясь в хор, действительно создают впечатление песни… Эти звуки, получив название «лебединой песни», уже были связаны с понятием музыки вообще — ещё до развития периода античности.
Ведущий 2: Достаточно сказать, что изображение музыканта-арфиста, эпохи бронзового века, обнаруженные на Кикладах в Эгейском море, представляли голову лебедя, вырезанную на раме инструмента. В такой вот связи и возникла в дальнейшем близость лебедя к богу музыки Аполлону. Именно лебедями была запряжена колесница Аполлона, который однажды на целый год отправился в холодные края Гипербореи, а затем возвратился на Олимп. Ведущий 1: Недаром именно на небе Северного полушария мерцают созвездия Лебедя и Лиры — инструмента Аполлона. Лебедь, как писал прославленный Эзоп, поет только однажды — перед смертью, что придает его песне трагический характер, тут возникает символ Вечности, потустороннего счастья.
Ведущий 2:
Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего –
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон –
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
Номер 5 «Цвет настроения синий» — _________________.
Ведущий 1: Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. О лебединой верности сложено немало стихов и песен.
Ведущий 2: Учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем… Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
Ну, как не чудо? Ведь всегда — вдвоем,
Крылом к крылу в красивом оперенье,
Они скользят по чистому пруду.
Божественны!!! Остановись мгновенье!!!
А преданность?
Ведь если ВДРУГ наступит час — один погибнет,
То жить не станет и другой,
Он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде
Два нежных, преданных творенья!
Учитесь верности у лебедей!!!
Храните жизни —— чудные мгновенья…!!!
Финальный номер 6 Хачатрян Т., Даева Е., Шатская О. – «Лебединая верность».
Слово дается директору Оболенской Ю.Н.
2. Сценарий к празднику «День учителя»
Ведущие:
Федорова Г.П.
Хачатрян Т.А.
Место проведения: 105 каб.
Дата и время проведения: _____2022, 15:00
Гостей встречают: ___________________
На сцене надпись со цветами: Сейте разумное, доброе, вечное…
Н.А. Некрасов
Выходят ведущие. Фанфары.
Ведущий1: Здравствуйте, дорогие друзья, педагоги, ученики, гости праздника! В этот прекрасный осенний день, мы собрались чтобы поблагодарить наших педагогов за их непростой труд: обучение и помощь в воспитании детей.
Ведущий2: Для человечества нет важнее профессии педагога. Всё, что связано с достижениями и великими свершениями, берёт своё начало в учительстве. Мы выражаем вам свою благодарность и признательность за ваше посвящение делу.
Примите поздравление от хореографического коллектива «Настроение», вариация «Щелкунчик».
1. Щелкунчик
Ведущий1: Сегодня на нашем празднике присутствуют дорогие для нас люди, которым не безразлична судьба дополнительного образования. Позвольте представить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий2: Мы хотим сделать для вас ответный подарок, ведь учителя не только женщины, но и мужчины. Именно им предстоит стать авторитетом для детей. Для вас поет __________.
2.Песня «Папа нарисуй»
Ведущий1:
Учительское сердце… Ну, с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?
С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: «Стучи,
Учительское сердце — надейся, верь, люби!»
Ведущий2: 5 октября 1994 года впервые отмечался Всемирный день учителя. Этот день праздник проходит более чем в 100 странах мира. Дата 5 октября была выбрана неслучайно, так как в этот день в 1966 году был принят первый международный документ, определяющий условия труда учителей во всём мире — «О положении учителей».
Ведущий1:Мы можем гордиться тем, что наш первый «День учителя» праздновался гораздо раньше всемирного — 29 сентября 1965 года, но дата праздника была плавающей. А в 1994 году президент России Борис Ельцин перенес День учителя на 5 октября, как и во всем мире.
Ведущий2: Дорогие педагоги! Вас поздравляет наш приглашенный гость ___________________________!
2. Шендерев. Русская сюита.
3. НурДаутов. Элегия.
Ведущий1: Не секрет, что учитель одна из самых древних профессий. Впервые школы появились еще в IV тысячелетии до нашей эры в Ассирии, Вавилоне и Китае. А на Руси, после принятия христианства, князь Владимир издал указ отдавать «на книжное обучение» детей.
Ведущий2: Мы привыкли, что учителя, в основном женщины, и профессию учителя часто относят к женской. Но первые учителя Древнего Мира были только мужчины. Они, не только преподавали своим ученикам разные науки, но воспитывали их в строгости и аскетизме.
Ведущий1:Вас поздравляет воспитанник объединения «Театрал»__________.
4. стих. «Не смейте забывать учителей»
Ведущий1: Труд педагога – искусство, не менее творческое, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлое и ответственное. Педагог обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…» — так высказался Дмитрий Лихачёв — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.
Ведущий2: Наш Дом Детского Творчества растит юные дарования.
Талант — это ценный дар, а дети — это целый мир. Они все разные и мы уверены, что каждый ребёнок талантлив. А не талантливых детей просто не бывает. Нужно просто в каждом малыше найти ту самую изюминку, ту самую искорку, которая когда-нибудь вырастает в звёздочку и с годами появится талантливая личность, а может и большая звезда!
Вас поздравляет воспитанник объединения «Хочу стать пианистом»_______.
5. «Ромео и Джульетта»
Ведущий1: На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти своё призвание.
Ведущий2: Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть педагогом – это судьба, призвание. Вы проживаете детство с каждым ребёнком, видите мир его глазами, радуетесь его новым познаниям и незаменимы когда ему нужна помощь и поддержка.
Ведущий1: Вас поздравляет воспитанница объединения «Народный вокал»____________.
6. «Танго Итальяно»
Ведущий1: Директор — ноша непростая, директор педагогов ведет за собой. Главный учитель из всех учителей. Пусть порядок царит не только в школе, но и все события в жизни складываются по грамотному расписанию.
Ведущий2:И в этот День Учителя Всемирный — спасибо говорим Вам от души и в деле сложном административном успехов желаем на пути!
Ведущий1: Приглашаем директора нашего Дома Детского Творчества Оболенскую Ю.Н.
Ведущий1: Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!
Ведущий2: Потому что все мы стали тем, что есть, во многом благодаря именно им!
Ведущий1: Воспитанники нашего Дома творчества принимают активное участие и являются дипломантами, Лауреатами и многократными обладателями ГРАН-ПРИ областных, всероссийских, международных конкурсов.
Ведущий1: Разнообразные конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают их самооценку и раскрывают творческие способности. Участие в конкурсах, поездки в другие города на детские фестивали – вносит разнообразие в жизнь ребенка, что-то новое: новые эмоции, новые знания, новых людей, новые места, что очень благоприятно сказывается на его развитии. Наши дети – наша гордость! Их победы — наше учительское счастье.
Ведущий1: Вас поздравляет Образцовый Детский Хореографический коллектив «Натали», танец «Цветы»
7. Танец «Цветы»
Ведущий1: Школьные годы самые впечатлительные. Порой даже наивные и непредсказуемые. И так не хватает этого во взрослой жизни. Педагоги занимают особое место в жизни каждого человека. Есть самый лучший, добрый, и конечно же, самый сварливый, требовательный. Хотя потом понимаешь их всех.
Ведущий2: Про учителей много сказано, сочинено. Песни, стихи, истории. Без них никак. Представляем вам актерское исполнение на стих Марины Цветаевой «Единица». Встречайте, воспитанница объединения «Театрал»_________.
8. стихотворение «Единица»
Ведущий1: Развивая умы и обогащая души учеников, учителя оставляют в каждом частицу себя. Желаем вам здоровья, оптимизма, новых творческих побед, вдохновения, покорения всех профессиональных высот, счастья в личной жизни!
Ведущий2: для вас музыкальный подарок от воспитанницы объединения «Хочу стать пианистом»___________.
9. «Ночью на реке»
Ведущий1: «Учитель» нужен каждому человеку. Учитель помогает ему раскрыть способности. Ведь каждый человек индивидуален, в каждом есть та искорка, изюминка, которую учитель должен найти и понять.
Ведущий2: Жестокий, эгоистичный человек не может быть учителем. «Учитель» это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты.
Ведущий1: Вас поздравляет воспитанница объединения «Театрал», _________стихотворение поэта Владимира Евплухина «Слово об учителе».
10. «Слово об учителе»
Ведущий1: В этот праздничный день хотим высказать искренние слова признательности за благородный труд всем педагогам — великим труженикам. Бесконечно преданным своей профессии. Ваша профессия во все времена была олицетворением служения людям, воспитания высокой гражданственности и патриотизма, культуры и стремления к знаниям.
Ведущий2: Желаем вам, чтобы ваш труд всегда ценился, ваши старания и надежды непременно были оправданы, желаем чтобы в Вашей жизни всегда присутствовал волшебный мир добра и счастья!
Эту песню мы посвящаем Вам, наши дорогие и любимые педагоги.
11. песня «Желаю»
Маленькие дети выходят на сцену с открытками и встают в линию.
Ведущий1: Нашим маленькие воспитанники приготовили вам подарки. Примите из детских рук частичку теплоты.
Играет музыка, дети вручают открытки.
Ведущий2: Вот и подошел к завершению наш концерт. Мы ещё раз от всей души поздравляем всех педагогов с праздником. До скорых встреч!
Приглашение на общее фото
3. Сценарий, посвященный «Памяти блокадного Ленинграда»
Урок мужества,
посвященный 80-ой Годовщине
Дня полного снятия блокады Ленинграда
«Пусть будет мерой чести Ленинград»
Звучит фоновая военная музыка.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья и наши любимые дети. Сегодня в день 80-ой годовщины полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года мы собрались здесь, в стенах нашего Дома Детского Творчества «Родник», чтобы вспомнить героические страницы Великой Отечественной войны. 2020й год В.В. Путин объявил «Годом памяти и славы». Именно в этот юбилейный год 23 января в Израиле, в Иерусалиме был открыт памятник посвященный подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда «Свеча памяти». слайд
В основании памятника заложена капсула с Ленинградской землей с Пискаревского кладбища. Это событие еще раз подчеркивает значимость подвига ленинградцев в борьбе с фашизмом во всем мире. Сегодня мы с вами увидим фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, которые пережили блокаду. Слайд ветеранов
Ведущий: Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты второй мировой войны. Ленинградцы были настоящими бойцами, хотя не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и еѐ союзники: голод, холод, тьма…Блокада. Слайд блокадный Ленинград
Ведущий: Великая Отечественная война началась ранним утром в 4 часа 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии атаковали наши границы от Баренцева до Черного моря. Пользуясь фактором внезапности, фашисты быстро продвигались вглубь нашей Родины. Наступление велось по трем направлениям: группа армии Юг наступала на Украину и Кавказ; группа армии Центр – на Белоруссию, Смоленск, Москву; группа армии Север – на Ленинград. Видео речь Гитлера
Имея превосходство в силах, враги преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла.
Ведущий: Организаторы защиты Ленинграда расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Они направлялись в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных сооружений, в госпитали, на заводы и фабрики. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До конца октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий. Эвакуировались также музеи, театры, НИИ. Люди уезжали неохотно, они не допускали мысли о том, что немцы могут подойти к самому Ленинграду. Из города выехало 6304 тысяч ленинградцев, и, когда кольцо блокады сомкнулось, в нѐм осталось 2 миллиона 544 тысячи человек из них 400 тысяч детей. Слайд детей Ленинграда
Стих. Веры Инбер «Мы помним всё».
Для нас — война не там, на горизонте,
А здесь, в пределах городской черты,
Где улицы превращены в форты,
Где каждый сознаёт, что он на фронте.
Где всё, от тротуара до дворца,
Отмечено печатью вражьей злобы,
О, немцев мы узнали до конца…
У Ленинграда с ними счёт особый.
Их каждое движенье, каждый шаг
Мы отмечаем в памяти недаром.
Не пожалеем жизни, чтобы враг
Дождался здесь особого удара.
И каждый немец нами занесён
В особый список мести и расплаты.
Мы — ленинградской армии солдаты,
Бессменный ленинградский гарнизон.
Ведущий: Слайд — блокадный Ленинград
Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость. Заводы. Мосты. Отдельные здания были заминированы. И если бы не удалось удержать город, все взлетело бы на воздух.
Ведущий: С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы: Эрмитаж – объект № 9, Дворец пионеров – объект № 000. Фашисты стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей. Расчёты фашистов на мощь и авиацию не оправдались. Враги надеялись на губительные последствия блокады. Голод подкрадывался незаметно, но город жил. Работали заводы, а вечерами в театрах и филармонии шли концерты. Ленинградцы не выключали радио ни днём, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – уже было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьётся. В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели, свои стихи читала Ольга Берггольц.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой,
неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!
Слайд блокадного Ленинграда
Ведущий: Положение Ленинграда было очень тяжёлым. Запасы сырья весьма ограничены, продовольствие и топливо на исходе. 29 августа Сталину доложили о том, что муки и зерна в городе осталось на 17 суток. 30 августа связь по железной дороге с городом оборвалась. С 20 ноября ввелись карточки и норма хлеба в день рабочие стали получать 250 г, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 г прогорклой комковатой массы – блокадным хлебом. От голода умирали мучительно, как тяжелобольные…
Слайд — голодные люди
Ведущий: Зима в том году наступила необычайно рано. Уже в ноябре город завалило снегом. Убирать снег было некому. Преодолевать сугробы могли не все. Не хватало сил. Начался голод, от которого с ноября 1941 по октябрь 1942 погибло 641 803 человека. Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады. Единственная связь со страной, как тогда говорили с большой землей, проходила по единственной дороге проложенной по льду Ладожского озера с 12 сентября 1941 по март 1943 — Дорога жизни. Под постоянным арт. обстрелом по этой дороге в осажденный Ленинград доставляли продовольствие, а из города эвакуировали детей и тяжелобольных.
Анна Ахматова «Памяти Вали».
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Ведущий: Наступление советских войск из района Волхов на МГУ и Синявино, сковали значительные силы противника. Одновременно с правого берега Невы в направлении Синявина, Мга форсировали Неву и захватили небольшой плацдарм в районе Московская Дубровка (т. н. Невский пятачок). Германские войска вышли к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезали находившиеся западнее войска, которым, благодаря поддержке Балтийского флота, удалось удержать данный плацдарм. Все попытки противника прорваться через Неву навстречу фин. войскам, а также продвинуться вдоль шоссе Москва – Ленинград и штурмом взять город оказались безуспешными. Не достигли своей цели и массированные удары германской авиации по кораблям Балтийского флота и Кронштадту.
В начале 1943 крысы атаковали блокадный город. Улицы буквально кишели ими. Тогда, после прорыва блокады, в апреле 1943 года, в Ленинград из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек.
Слайд дымчатых блокадных кошек
Именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. В конце войны в Ленинград привезли второй эшелон кошек. На этот раз их набирали в Сибири. Многие хозяева лично приносили своих котов на сборный пункт, чтобы внести свой вклад в помощь ленинградцам. Из Омска, Тюмени и Иркутска в Ленинград приехали пять тысяч кошек. На этот раз все крысы были уничтожены.
Слайд — свеча
Роберт Рождественский
Баллада о красках
Был он рыжим, как из рыжиков рагу.
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила…»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным, будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она, говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом, в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила, не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей. Повезло ей! Повезло! —
Оба сына воротилися в село.
Оба сына. Оба-двое. Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось…
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы — смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.
Ведущий: Памяти павших на фронтах войны, памяти погибших в блокадном Ленинграде объявляется минута молчания. Прошу всех встать.
Звучит ленинградский метроном – видео 30 с.
Прошу всех сесть. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов под командованием генерала армии Мерецкова и 2-го прибалтийского фронта генерал армии Попов перешли в наступление. 27 января 1944 года блокада окончательно ликвидирована. В июле-августе были разбиты финские войска и снята угроза Ленинграду с севера. Бои под Ленинградом сковали 30 вражеских дивизий, что не позволило герм. командованию усиливать войска, в решающих битвах Великой Отечественной войны: Битве за Москву, Сталинградской битве, контрнаступлению в районе Харькова, а также битве на Курской дуге. С окончанием Ленинградской блокады северное крыло фронта германских войск оказалось на грани развала. Началось контрнаступление советских войск Северо-западного фронта.
Стихотворение
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть…
Никто ни крошки не ронял.
И бомбѐжка вместо звѐзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чѐрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали: –
Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слѐзы начинали обниматься, –
Всѐ! Закончилась блокадная пора!
Слайд — Пискаревское кладбище
Ведущий: В этом году, в День 75-летия снятия блокады люди снова придут на Пискарѐвское кладбище. Старые и молодые, семьями и в одиночку. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
Ведущий: В итоге ленинградской блокады все воинские части и соединения были преобразованы в гвардейские, награждены орденами, получили наименование «Ленинградских». 350 тыс. воинов Ленингр. фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Сов. Союза. 22.12.1942 учреждена медаль «За оборону Ленинграда» (всего награждено около 1,5 млн. чел.), 26.1.1945 город награждѐн орденом Ленина. 8.5.1965 Ленинград награждѐн медалью «Золотая Звезда» и ему присвоено звание «Город-герой». В 1991 году городу возвращено историческое имя — Санкт Петербург, но в память о Блокаде область осталась Ленинградской. Вся страна чтит подвиг Ленинграда. В Москве на станции метро Новокузнецкая увековечена память Блокадного Ленинграда шестью мозаичными панно на потолке в центре зала. Эти панно были созданы в Блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской под руководством профессора Владимира Александровича Фролова. Станция Новокузнецкая была открыта во время войны в 1943 г.
Ведущий: Мы клянемся, что мы также как и вы будем с честью и достоинством любить, беречь и защищать нашу Родину! Мы гордимся, что живем в стране Победителей. Связь между поколениями залог будущего. Вечная память павшим воинам!
Видео — современный С. Петербург