Спектакль как форма воспитательной работы в объединении «Театрал» МБУДО ДДТ «Родник», г.о. Химки

Автор: Шатская Ольга Валерьевна, Фёдорова Галина Петровна

Спектакль как форма воспитательной работы

 в объединении «Театрал» МБУДО ДДТ «Родник», г.о. Химки

 

Педагог дополнительного образования,

МБУДО ДДТ «Родник», г.о. Химки

Шатская О.В.

Педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Родник», г.о.Химки

Фёдорова Г.П.

 

«Сказки – больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить.»

Д. К. Честертон

 

Дополнительное образование детей, в системе обучения и воспитания, определяет воспитание как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года актуализирована цель развития как создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также — воспитание высоконравственной, ответственной личности. В педагогику возвращаются идеи значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в нормативных документах, которые определяют государственную политику в области воспитания и дополнительного образования.

Общая цель программы воспитания в организациях дополнительного образования – обеспечение системного педагогического сопровождения личностного развития детей, создающего условия для реализации их субъектной позиции, формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств, развития их способностей и одарённостей через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ.

В программе воспитательной работы МБУДО ДДТ «Родник» отражены формы и содержание воспитательной работы по модулям, учитывающим специфику каждой направленности дополнительного образования. 

Воспитательную составляющую дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности можно охарактеризовать как  создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной деятельности через опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты; организацию совместных творческих акций с детьми; овладение культурой своего народа, в том числе региона.

Театральная студия «Театрал» принимает активное участие в воспитательной деятельности не только учащихся внутри объединения, но и глобально, в Доме творчества, используя индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы.

Самым характерным звеном или формой театральной деятельности является спектакль.  В воспитательной работе по Куприянову Б.В спектакль — это одна из форм типа представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление, торжественное собрание).

«Воспитательное мероприятие — это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной воспитательной целью» (Афанасьев С.П.). Ряд авторов выделяют несколько признаков воспитательной работы:

1.участники деятельности— организаторы, выступающие, зрители и т.д.; 2.педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

3.процесс взаимодействия учителя с учеником;

4.организация времени как форма работы с особыми способами управления, организации и сотрудничества в учебной деятельности;

5.набор  актов, ситуаций, процедур;

6.алгоритм действий;

7.организация пространства.

В репертуар театральной студии входят многочисленные спектакли  для участников различных возрастных категорий, направлены на разнообразные темы и проблемы общественной жизни. 

Один из таких спектаклей, поставленных театральной студией «Театрал»,  «Коралина спасает Новый год».

«Коралина» — это детская повесть 2002 года, которую написал английский писатель-фантаст Нил Гейман. Книга получила ряд престижных премий: премию Небьюла за лучшую повесть, премию Хьюго за лучшую повесть, премию Брэма Стокера для молодых читателей, премию Локус за лучшую повесть для детей.

«Соблазны и попытки заполучить желаемое могут привести тебя туда, откуда невозможно выбраться, если рядом нет надежного помощника и веры в свои силы», — такова мораль или главная мысль сказки. «Коралина спасает Новый год» — это магический реализм, который полезно и интересно посмотреть и детям, и взрослым, и детям вместе со взрослыми.

«Мальчик: Моя госпожа, никто не в силах взвалить себе на плечи больше, чем сможет унести.

Девочка: Мы желаем тебе удачи, Удачи, мудрости и храбрости. Ты уже доказала, что обладаешь в избытке этими достоинствами.

Мальчик: …Будь осторожна. Храбрости тебе и ловкости.» (Нил Гейман)

 

 

 

 

***

 

Финальная борьба.

Увидев девочку, другая мама вытянула длинную белую руку и поманила ее пальцем. Коралина подошла.

Коралина: Я нашла два чуда, и буду искать третье. Я думала, что тебе это интересно.

Другая мама: Спасибо, Коралина, Ты знаешь, что я тебя люблю.

Коралина: Я не хочу твоей любви. Мне от тебя ничего не нужно.

Другая мама: Даже помощи? У тебя все прекрасно получилось. По-моему, тебе не помешает небольшая подсказка.

Коралина: Я отлично справлюсь сама.

Другая мама: Конечно. А вдруг тебе захочется поискать в пустой квартире, той, что на первом этаже, а дверь окажется запертой? Тогда что ты будешь делать?

Коралина: А-а… Где ключ?

Вдруг она другая мама открыла рот и вытащила маленький медный ключик, лежавший у нее на языке.

Другая мама: Вот он. Он тебе понадобится, чтобы войти туда.

Другая мама резко бросила ключ Коралине. Девочка поймала его, даже не успев решить, нужен он ей или нет. Ключ еще был влажным. Внезапно подул холодный ветер. Коралина вздрогнула и оглянулась назад, а когда повернула голову, другой мамы уже не было.

Голос 3: Другая мама вовсе не собирается тебе помогать. Не жди от нее ничего хорошего. Это всего лишь трюк.

Коралина: Да, думаю, ты прав.

После этого она вставила ключ в замочную скважину и повернула его. Дверь бесшумно распахнулась, и Коралина вошла. Появился Другой папа.

Другой папа: Коралина…

Коралина: Ну что ж…. по крайней мере, ты не стал на меня нападать. Я ищу родителей, одно из украденных новогодних чудес. Они здесь?

Другой папа: Здесь нет ничего, кроме пыли, сырости и забвения.

Коралина: Какой он уродливый, и какой несчастный.  Бедняга, тебя, наверное, заперли здесь в наказание за то, что ты мне слишком много рассказал.

Существо задумалось, потом кивнуло. Коралина не могла поверить, что это уродливое создание, похожее на личинку, могло показаться ей похожим на ее папу.

Коралина: Прости меня.

Другой папа: Ей это очень не понравилось. Совсем не понравилось. Ты вывела ее из себя. Когда такое случается, она срывает злость на других. Такой уж у нее характер.

Коралина погладила его по безволосой голове.

Коралина: Бедняга…  Она сама тебя создала, а потом выбросила как ненужную вещь.

Другой папа: Беги отсюда, девочка! Она хочет оставить тебя здесь навсегда, чтобы ты не смогла закончить игру. Она заставляет меня сделать тебе больно. Я уже не могу сопротивляться.

Коралина: Ты можешь! Будь храбрым!

Другой папа: Увы, я не могу.

И бросилось к ней, широко открыв беззубый рот.

У Коралины было лишь мгновение, чтобы принять правильное решение. Она вытянула руку, схватила его за оставшийся пуговичный глаз и изо всех сил дернула. Глаз оторвался, выпал из ее руки и, стукнувшись о стену, покатился по полу. Существо остановилось как вкопанное. Оно беспомощно завертело головой, открыло свой огромный рот и завыло. Затем оно стремительно прыгнуло туда, где только что стояла Коралина.

 

Коралина быстро вышла из квартиры, заперла дверь на ключ и положила его под коврик.

Коралина: Я исследователь…

Другой Бобински:  Малышка…

Коралина: Да.  Мне совсем не страшно.. Почему другая мама положила волшебный шар со снежинками на каминную полку? И почему, кроме шара, на полке ничего не было..

Другой Бобински: Иди сюда, малышка. Я знаю, что ты хочешь. Ничего не изменится, малышка. Даже если ты выполнишь то, что обещала. Что будет дальше? Ничего не изменится. Ты вернешься домой. Тебе снова будет скучно. На тебя снова не будут обращать внимания. Никто тебя по-настоящему не выслушает. Ты слишком умная и сообразительная, чтобы они тебя понимали. Они даже не могут правильно произнести твое имя. Останься с нами. Мы будем слушать тебя, играть с тобой, смеяться вместе. Другая мама построит для тебя целый мир, и ты будешь его исследовать. А когда ты его изучишь, она за одну ночь разрушит старый мир и построит новый. Каждый день будет счастливее и радостнее, чем предыдущий. Помнишь ящик с игрушками? Намного приятнее жить в мире, построенном специально для тебя.

Коралина: А если наступят серые, дождливые дни и я не буду знать, чем мне заняться, мне будет нечего читать и нечего смотреть по телевизору, некуда пойти? А если такие дни будут всегда?

Другой Бобински: Такого никогда не будет.

Коралина: А невкусная еда, которую готовят по кулинарной книге с чесноком, эстрагоном и бобами?

Другой Бобински: Каждое блюдо будет доставлять тебе радость. В твой рот не попадет ничего из того, что ты не любишь.

Коралина: А у меня будут зеленые перчатки «Дей-Гло» и желтые резиновые сапоги в форме лягушек?

Другой Бобински: Лягушек, утят, носорогов, осьминогов – какие захочешь. Каждое утро ты будешь просыпаться во вновь созданном мире. Если ты останешься здесь, то получишь все, что захочешь.

Коралина: Неужели вы не понимаете? Я не хочу получать все. Никто этого не хочет. Какая радость в том, что я получу все, что мне хочется? Просто так, ни за что? А что дальше?

Другой Бобински: Я не понимаю…

Коралина: Ну разумеется, не понимаешь, ты всего лишь неудачная копия, которую она сделала с сумасшедшего старика из квартиры наверху.

Другой Бобински: Ну, с меня хватит!

Коралина взглянула на старика сквозь дырку в камне и увидела на уровне его груди сияние. Это было похоже на звездочку, мерцающую бело-голубым светом. Он рассыпался на крысы, и Каролина бегает за крысой с шариком. Рядом с обезглавленной крысой с довольным видом сидел черный кот. Лапой он придерживал стеклянный шарик.

Кот: По-моему, я как-то говорил, что мне никогда не нравилось охотиться на крыс. Но, похоже, эта крыса была тебе нужна. Ничего, что я вмешался?

Коралина: Конечно, нет.  Мне кажется… То есть я помню, что ты как-то об этом говорил.

Кот поднял лапу и подтолкнул шарик Коралине. Она взяла его в руку и сейчас же услышала шепот последнего похищенного чуда:

Голос 2: Она солгала тебе. Она никогда тебя не отпустит, ведь ты уже у нее в руках. Она никогда не уступит, такова уж ее натура.

Коралина: Другая мама не собирается выполнять свое обещание. Она не отпустит нас.

Кот: Я на это никогда и не рассчитывал,  как я уже говорил, нет никаких гарантий, что она будет играть честно. Ты это видела?

Коралина: Что?

Кот: Посмотри вокруг.

Коралина: Что бы ни случилось,  спасибо тебе за то, что помог мне справиться с крысой. Ну вот, я почти пришла. Можешь идти обратно в туман или куда-нибудь еще. Надеюсь, мы встретимся с тобой дома. Если, конечно, она меня отпустит. Что случилось?

Кот: Они исчезли.  Их больше нет. Нет выходов из этого места. Они стали совсем узкими.

Коралина: Это плохо? Все будет хорошо. Все будет очень хорошо. Я отнесу тебя домой. Идем же! Отсюда можно выйти, только встретившись с ней, другого пути у нас нет.

Другая мама: Наконец-то ты вернулась! И притащила с собой этого хищника.

Коралина: Нет, Я принесла с собой друга.

Кот напрягся, как будто готовился убежать. Для уверенности Коралинё очень хотелось крепко прижать его к себе, как игрушечного медвежонка, но она знала, что коты терпеть не могут, когда их тискают. А испуганные коты могут начать драться и царапаться, если дать им малейший повод, даже если они на вашей стороне.

Другая мама: Ты знаешь, что я люблю тебя.

Коралина: Только показываешь это очень странными способами.

Другая мама: Ну? И где же они?

Коралина прислонилась к креслу, перехватила кота левой рукой, правой залезла в карман и вытащила три стеклянных шарика. Бледно-серые шарики сбились в кучку на ее ладони. Другая мама протянула к ним свои белые пальцы, но Коралина быстро сунула шарики обратно в карман.

Коралина:  Пусть они побудут у меня, ведь мы еще не закончили?

Другая мама: Нет. Наверное, нет. Ведь тебе еще осталось найти своих родителей?

Коралина: Да.

Другая мама: Ну? Покажи мне их. Может, хочешь снова поискать в подвале? У меня там припрятано кое-что поинтереснее.

Коралина: Нет. Я знаю, где мои родители.

Другая мама:  И где же?

Коралина: Разумеется, я обыскала все места, где ты могла бы их спрятать. В доме их нет. Итак, Я знаю, где они. Ты спрятала их в проходе между квартирами, верно? Они за этой дверью.

Другая мама: В самом деле, они там?

Коралина:  Почему бы тебе не открыть дверь? Они наверняка там.

Она знала, что дверь – это единственный путь домой. Но захочет ли другая мама позлорадствовать над ее проигрышем, чтобы не просто победить, но и показать, что она победила? Другая мама медленно опустила руку в карман фартука и достала черный железный ключ. Другая мама подошла к двери, вставила ключ в замочную скважину и повернула его.

Другая мама: Пожалуйста! Ты ошиблась! Ты не знаешь, где твои родители. Они точно не здесь! Теперь ты останешься здесь навсегда.

Коралина: Нет, не останусь.

Она изо всех сил бросила кота в сторону другой мамы. Тот заорал и, выпустив когти и оскалив зубы, вцепился ей в голову. Со вздыбленной шерстью он стал почти таким же большим, как и раньше. Не теряя ни мгновения, Коралина бросилась к каминной доске и, схватив волшебный шар со снегом, быстро сунула его в карман халата. Коралина побежала к двери и выдернула ключ из замочной скважины.

Коралина: Оставь ее! Скорее! Быстрей!

Кот подбежал к ней, и они вместе нырнули в темный коридор.Там было прохладно, как в жаркий день в подвале. Кот на мгновение задумался, но, увидев, что другая мама приближается, подбежал к Коралине и остановился у ее ног.Дверь закрывалась необычно туго, как будто ей мешал сильный ветер, дувший изнутри, или кто-то пытался открыть ее с другой стороны.

«Ну же, закрывайся! -думала девочка. – Ну, пожалуйста!»

Коралина: Пожалуйста, помогите мне. Все вместе.

Новогодние чудеса помогли ей закрыть дверь.

Коралина: Мы почти пришли, но в дневном свете Чудеса исчезли, и она увидела, что осталась одна.

Коралина: Прости меня, прости за то, что я бросила тебя на нее. Это был единственный способ отвлечь ее внимание, чтобы дать всем убежать. Она ведь не сдержала свое обещание?

Кот посмотрел на нее и, положив голову ей на руку, облизал пальцы шершавым язычком и начал мурлыкать.

Коралина: Мы друзья?

Она любовалась листьями на деревьях, игрой света и тени в раскидистой кроне бука перед окном. Она подумала, что ей никогда еще не было так интересно. И, потрясенная красотой этого мира, Коралина не заметила, как погрузилась в крепкий, безмятежный сон. Мама нежно потрепала ее по плечу.

Мама: Коралина, дорогая, что это ты решила уснуть в таком забавном месте? Почему именно в этой комнате? Мы искали тебя по всему дому.

Коралина: Прости, я просто уснула.

Мама: Понятно. А откуда здесь взялся кот? Он был за дверью и, когда я пришла, пулей вылетел на улицу.

Коралина: Наверное, у него были тут дела…

Она обняла маму так крепко, что у нее свело руки. Мама тоже обняла Коралину.

Мама: Ужин будет через пятнадцать минут, Не забудь помыть руки. Посмотри-ка на свои пижамные брюки. Что случилось с твоей бедной коленкой?

Коралина: Я упала.

Она пошла в ванную, помыла руки, протерла ранку на колене и помазала все царапины и ссадины антисептической мазью. Потом зашла в спальню – свою настоящую спальню. Засунув руку в карман халата, она достала три стеклянных шарика, камешек с дыркой, черный ключ и пустой волшебный шар. Она встряхнула шар и увидела, как хлопья снега окутали пустой мир, как снег засыпает то место, где раньше стояли две маленькие фигурки.

Коралина: Вот так.  (сказала она себе и спрятала ключ под футболкой, а камешек положила в карман).

Проходя по коридору, Коралина заглянула в папин кабинет. Папа сидел спиной к двери, но она уже знала, что, когда он повернется, она увидит серые глаза своего настоящего папы. Она подошла к нему и поцеловала в затылок.

Папа:  Привет, А это в честь чего?

Коралина: Просто так, Иногда я по тебе скучаю. Вот и все.

Папа:  Это хорошо.

Он выключил компьютер, встал и поднял Коралину на руки, чего не делал очень давно, с тех самых пор, когда заметил, что она слишком выросла, чтобы носить ее на руках.

Через некоторое время Коралина пошла спать. Она не стала снимать ключ с шеи, а шарики положила под подушку. В эту ночь ей приснился сон.

 

Список литературы

 

1.                  Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.-С. 57-61.

2.                  Куприянов Б.В.  Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое пособие. — 3-е изд., перераб. и исп. — Кострома: КГУ, 2000.

3.                  Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Кострома, 2011.

4.                  Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1997.- 152с.

5.                  Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 31 июля 2020 года N 304-ФЗ

6.                  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.

7.                  Программа воспитательной работы МБУДО ДДТ «Родник».

8.                  https://ddt-rodnik-himki.edumsko.ru/about/news/1398983

 

 

 

×
×