Автор: Анисимова Ирина Александровна
Практикум для воспитателей групп раннего возраста.
Тема: «Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО: вопросы и ответы»
Вопросы для обсуждения:
1. Сравниваем ПООП и ФОП
2. Соотносим виды деятельности и планируемые результаты с содержанием ФОП (практика педагогов)
3. Динамическая пауза
4. Играем и учимся (самопроверка педагогов вместе с learning. apps)
5. Подведение итогов
Изначально все педагоги делятся на 5 команд по количеству образовательных областей.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день уважаемые слушатели ГМО педагогов раннего возраста! До 1 сентября 2023 г во всех дошкольных учреждениях была принята основная образовательная программа, разработанная в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. Наверняка каждый из вас уже успел ознакомиться с этим документом. Сегодня я предлагаю вам обратить внимание на то, какие основные изменения внесены в ФОП.
Чем отличаются ПООП и ФОП ДО, если обе эти программы соответствуют
федеральному образовательному стандарту дошкольного образования?
– Главное отличие этих программ в том, что ПООП не была нормативным документом и носила рекомендательный характер. Федеральная образовательная программа – нормативный документ, который утвердило Минпросвещения приказом от 25.11.2022 № 1028.
Кроме того, ПООП и ФОП ДО отличаются по содержанию. Если первая программа во многом дублировала ФГОС ДО, то разработчики федеральной программы
существенно расширили содержательный раздел документа
Ведущий: Так как мы с вами практики, то в первую очередь нас интересует, как содержание ФОП реализовать на практике. Дошкольное учреждение никто не ограничивает в выборе методик, технологий, парциальных программ, видов деятельности и тому подобное. В то же время необходимо учесть все задачи и содержание ФОП. И не только его основной части, но и вариативной. Я предлагаю вам заполнить таблицы, которые помогут вам в дальнейшей работе. Как вы видите, в таблицах уже прописаны задачи и содержание образовательной деятельности по всем 5 образовательным областям. Каждая команда заполняет таблицу на определенную образовательную область. Вам необходимо написать:
-какие виды деятельности вы задействуете при решении тех или иных задач;
-какие методы, технологии, приемы, формы и тому подобное вы будете использовать;
— как вы организуете среду для самостоятельной деятельности воспитанников;
-какие планируемые результаты соотносятся с той или иной задачей и содержанием.
Привести пример.(Приложение)
Ведущий: На эту работу вам дается 20 минут. Затем каждая команда презентует свою работу.
Последних спросить команду, отвечающую за область «Физическое развитие»
Ведущий: Спасибо последней команде. Как вы видите, физическое развитие играет далеко не последнюю роль в развитии ребенка. Не зря говорят: «Движение – жизнь». Мы предлагаем вам тоже немного подвигаться. Проводится динамическая пауза.
Ведущий: И в завершении нашего мероприятия я предлагаю вам немного поиграть, а заодно и проверить свои знания в области федеральной образовательной программы.
Первое упражнение «Чем занятие отличается от культурных практик». Вам нужно все карточки разделить на две группы: «Занятие» и «Культурные практики». Просто камеру телефона на qr-code.
Комментарий:
Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН 1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно- исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (пп. 24.18–24.22 ФОП ДО).
Второе упражнение «Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?». Вам необходимо выбрать 4 ответа.
Комментарий:
Метод |
Ваш ответ |
Комментарий |
Наблюдение |
Можно |
Вы правы, наблюдение – это основной метод педагогической диагностики |
Свободные беседы с детьми |
Можно |
Вы правы, беседы дополнят результаты наблюдения |
Промежуточная аттестация |
Нельзя |
Вы правы, в детском саду промежуточную аттестацию не проводят |
Анализ продуктов детской деятельности |
Можно |
Вы правы, анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения |
Итоговая аттестация |
Нельзя |
Вы правы, в детском саду итоговую аттестацию не проводят |
Специальные диагностические ситуации |
Можно |
Вы правы, специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей |
Тестирование и проективные методики |
Нельзя |
Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики |
Третье упражнение «О ценностях, к которым надо приобщать детей»
Определите, к каким ценностям должны приобщать детей педагоги в рамках каждой из образовательных областей. Для этого перетащите ценности к нужным образовательным областям.
Комментарий:
Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей. Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать
становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.
И четвертое упражнение «О РППС». В методических рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметно- пространственной среды в детском саду. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетно- ролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда будут создавать РППС в своих группах. Но это не все критерии. Определите, какие еще 6 критериев касаются РППС.
Комментарий:
Переходя на федеральную образовательную программу, ваши педколлективы провели мониторинг инфраструктуры детского сада и спроектировали ее с учетом методических рекомендаций. В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей.
Подведение итогов.
Приложение
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
|
|
Возраст: от 2 лет до 3 лет.
|
|
Основные задачи образовательной деятельности являются |
Содержание образовательной деятельности
|
Поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО; -развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности; -поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия; -формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО; -формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.
|
Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные действия взрослых. Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на картинках. Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге. Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям ориентироваться в пространстве группы. Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов». Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу. Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх. Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное). |
1. Какие виды деятельности вы задействуете при решении тех или иных задач_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2.Какие методы, технологии, приемы, формы и тому подобное вы будете использовать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3.Как вы организуете среду для самостоятельной деятельности воспитанников___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
4.Какие планируемые результаты соотносятся с той или иной задачей и содержанием___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Привести пример. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
|
|
Возраст: от 2 лет до 3 лет. |
|
Основные задачи образовательной деятельности |
Содержание образовательной деятельности |
1) развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; 2) развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач; 3) совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; 4) формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания; 5) развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых; 6) расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребёнок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО; 7) организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы; 8) развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
9) развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; 10) развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач; 11) совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; 12) формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания; 13) развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых; 14) расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребёнок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО; 15) организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы; 16) развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям
|
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия: педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач; педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов — ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий. 2) Математические представления: педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов. 3) Окружающий мир: педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе (о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице — глаза, нос, рот и так далее); о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался — насытился, устал — отдохнул; намочил — вытер; заплакал — засмеялся и так далее); о деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее). 4) Природа: в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
|
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Возраст: от 2 лет до 3 лет. |
|
Основные задачи образовательной деятельности |
Содержание образовательной деятельности
|
1) Формирование словаря: развивать понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи. |
педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных; активизирует словарь детей: существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать), взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у детей названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников.
|
2) Звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса. |
педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи. |
3) Грамматический строй речи: формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов. |
педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений. |
4) Связная речь: продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях. |
педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимать её содержание; педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира, употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов.
|
5) Интерес к художественной литературе: формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты; развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений; побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно; развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.
|
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Возраст: от 2 лет до 3 лет. |
|
Основные задачи образовательной деятельности являются |
Содержание образовательной деятельности
|
-обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения; -развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве; -поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах; -формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям; -укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни |
Педагог формирует умение выполнять основные движения, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое), развивает психофизические качества, координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку, поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки. Основные движения: В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга, придерживаться определенного направления движения, предлагает разнообразные упражнения. Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для развития выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное). Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду; способствует формированию положительного отношения к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений. |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Возраст: от 2 лет до 3 лет. |
|
Основные задачи образовательной деятельности являются |
Содержание образовательной деятельности
|
приобщение к искусству: развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой; интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности; развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства); познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими); поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, прибаутки); поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями;
|
Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства. Знакомит с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму, цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и музыкальной деятельности. |
изобразительная деятельность: воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно; развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить; научить правильно держать карандаш, кисть; развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов); включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой; познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы; развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства; |
1) Рисование: педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие; способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой; побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора; педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением карандаша по бумаге; педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм; педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой формы; при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. 2) Лепка: педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку. |
конструктивная деятельность: знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости; развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно;
|
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное). |
музыкальная деятельность: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения; приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
|
1) Слушание: педагог учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание; учит детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). 2) Пение: педагог вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение. 3) Музыкально-ритмические движения: педагог развивает у детей эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; продолжает формировать у детей способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет); педагог совершенствует умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. |
1) театрализованная деятельность: пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор); побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм); способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками; развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых) |
Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играх- драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними символами роли. |
культурно-досуговая деятельность: создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами; привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. |
Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы детей с художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр; инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. |