Автор: Логунова Лариса Николаевна
УДК 371
Л.Н. Логунова, учитель начальных классов
МОУ Лицей г. Ачинск, Россия
КАК ПРОДУКТИВНО ОБЪЯСНИТЬ СОВРЕМЕННЫМ ДЕТЯМ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЯМ С ОВЗ
Аннотация. Как мы знаем, у учащихся начальной школы преобладает наглядно — образное мышление. Современные ИКТ технологии решают эту задачу, но, к сожалению, наши учащиеся настолько к ним адаптировались (телефоны, компьютеры и другие гаджеты, облегчающие нашу жизнь), что уже смотрят на наши презентации, интерактивные доски без интереса. Что же делать нам, учителям, которые хотят, чтобы наши дети знали и владели учебной программой?
Ключевые слова: наглядно – образное мышление, наглядно – действенное мышление, ученик начальной школы, дети ОВЗ, наглядность.
L.N.Logunova, primary school teacher,
MOY Lyceum, Achinsk, Russia
HOW TO PRODUCTIVELY EXPLAIN EDUCATIONAL MATERIAL TO MODERN CHILDREN, INCLUDING CHILDREN WITH DISABILITIES
Annotation. As we know, visual — imaginative thinking prevails among elementary school students. Modern ICT technologies solve this problem, but, unfortunately, our students have adapted to them so much (phones, computers and other gadgets that make our lives easier) that they already look at our presentations, interactive whiteboards without interest. What should we, teachers, do who want our children to know and own the curriculum?
Key words: visual – imaginative thinking, visual – effective thinking, elementary school student, children with disabilities, visibility.
С момента поступления в школу, маленький человек окунается в атмосферу постоянного научения, обучения определенным знаниям, умениям, возможности применять полученные знания не только в социуме, но и на других разных существующих уроках в начальной школе. Недаром ключевой задачей учителя стоит формирование универсальных учебных действий, а это возможно при развитости мыслительных навыков, которые формируются и развиваются с раннего возраста.
Формы развития мышления рассматриваются по–разному в разных психологических системах. Согласно концепции Ж.Пиаже, схема мышления ребенка семи – восьми лет построена таким образом, что он делает выводы относительно единичных случаев, не отмечая между ними наличия или отсутствия противоречия. [1:107]
Современное образование направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления, что является главным в развитии личности ученика. Мышление влияет на самостоятельность и самоконтроль, как в повседневной, так и в учебной деятельности.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
В психологии в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, возникновение мышления проходит от наглядно-действенного к наглядно — образному и далее к логическому. Эта форма мышления требует от ребенка умения справиться с практической задачей, используя метод проб и ошибок. Проблема изучения наглядно-действенного мышления по-прежнему является актуальной.
Ученик младших классов мыслит, в представлении К.Д. Ушинского, «формами, красками, звуками, ощущениями в принципе». Мышление его описывается как конкретно-образное. Обучение младших школьников должно сопровождаться средствами наглядных пособий.
Работа современного учителя над развитием, воспитанием, обучением младших школьников невозможна без применения различных наглядных материалов. Проблема наглядности при обучении вновь становится актуальной за последние годы. Одним из важных средств в работе с младшими учащимися, и особенно, с детьми, которые включены в инклюзивное образование, дети с особенными возможностями здоровья (ОВЗ) — является использование наглядности. Данная проблема рассматривается в различных работах таких известных педагогов и психологов, как И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, Г.Ф. Красножонова, А.М. Прихожан, Р.С. Немов, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др. Я.А. Коменский первым предложил использование наглядности как общедидактического принципа.
Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. К наглядности обращались и тогда, когда не было и самой школы. Наглядность облегчает познавательный труд школьника.
Средства наглядности − это такие средства обучения, при помощи которых усвоение учебного материала напрямую зависит от качественного применения наглядных пособий и технических средств [6:168]. Наглядные средства обучения обязательны к использованию в работе с детьми младшего школьного возраста. Спектр возможностей наглядных пособий – отличный помощник в создании нетрадиционных, уникальных, познавательных уроков для младших школьников.
Учебная задача указывает на выбор оптимальной формы связи наглядности и учительского пояснения. Во-первых, наглядное пособие становится непосредственно ключом к информации, а пояснения со стороны учителя направляют, уточняют получаемые учащимися знания. Во-вторых, наглядность становится лишь опорой для понимания недоступного явления, а учитель, в главной степени, провоцирует к наблюдению, направляет детей к пониманию тех или иных фактов, явлений, предметов, помогает объяснить исследованные во время наблюдения факты. Наглядное пособие только лишь подтверждает, иллюстрирует, конкретизирует полученную от учителя информацию либо сообщение, содержащее информацию, про явления и связи, недоступные прямому восприятию [3, c. 107].
Но, младшему школьнику, в частности ученику с ОВЗ, необходимо не просто получить информацию, но и, переработав ее, понять и принять для того, чтобы ее можно было воспроизвести, использовать на последующих уроках или применить данные знания, ставшие уже своими на других уроках, или в повседневной жизни. Для этого необходимо использовать третью модальность – кинестетическую, то есть, наглядно – действенное мышление.
В основе развития наглядно-действенного (предметно-действенного) мышления лежит манипуляция с различными предметами. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Благодаря таким действиям с предметами ребенок выявляет причину со следствием, применяя метод проб и ошибок.
Не зря говорится, что ученику начальной школы, просто необходимо, материал любого предмета, будь то математика, русский язык или какие – то другие, увидеть, услышать, потрогать, понюхать, только для того, чтобы принять и присвоить материал данного урока.
Современный педагог должен обладать различными инструментами обучения учащихся, так как, опираясь на их психофизиологические особенности, можно достигнуть высоких результатов обучения и оказать неоценимую помощь при реализации ФГОС НОО.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед учителем задачу поиска эффективных форм и приёмов обучения учащихся в условиях образовательного учреждения.
Опираясь на мнение ученых, при организации самостоятельной работы творческого или же исследовательского характера, наглядные пособия, как, непосредственно, дидактический материал могут выступать в роли источника информации для учащихся [6:45]. При этом роль учителя не отходит на второй план, его задачей остается объяснение, направление на верный путь мысли учащихся. Наглядность можно использовать не только как источник знания, но и как источник получения информации при контроле учащихся.
Увлеченные в процесс учащиеся не замечают то, что они учатся, они узнают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют словарь, запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазируют. Используя наглядность можно вовлечь в работу даже самых пассивных детей, они начинают получать удовольствие от процесса познания, прикладывают больше усилий, чем обычно. Внедрение в свой урок наглядных пособий делает из скучного учебного процесса, яркий, наполненный живыми эмоциями урок. Дети активизируются, их работоспособность повышается. А чем больше дети включены в процесс познания на уроке, тем успешнее происходит усвоение учебного материала, развивается познавательная активность.
Кроме того, наглядность можно использовать не только на разных этапах уроков, но и на разных типах.
Используя наглядные пособия на уроках важно учитывать ряд методических условий: – возрастные особенности; – использование наглядности должно быть уместно; – демонстрируемый предмет должен быть виден всем учащимся; – обязательно выделять главное, существенное при показе иллюстраций; – тщательно продумывать пояснения в ходе демонстрации явлений; – наглядность должна быть совместима с содержанием материала; – участие учащихся в поиске необходимой информации в наглядных пособиях или демонстрационных материалах.
Для качественного принятия информации, ее осознания учащимся, учителю необходимо обеспечить каждого ученика раздаточным материалом для того, чтобы манипулируя им, ученик, используя мышечную память, мог воссоздать макет изучаемого и, запомнив процесс воссоздания, понять и запомнить изучаемое.
В современных условия развития детей наблюдается вытеснение игрушек компьютерными играми, практически отсутствует ручной труд. Все это может привести к более низкому уровню развития наглядно – действенного мышления. Недаром, выдающиеся педагоги, например, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко придавали большое значение трудовой деятельности как развивающей функции. К.Д.Ушинский писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но может идти назад…». [2:286] Этот труд познания на уроке может обеспечить ученику учитель, создав ситуацию моделирования учебного материала. При недостаточной организации развития наглядно – действенного мышления или ее отсутствия ребенок может столкнуться с трудностями при обучении, а так же планировании своей деятельности и предвидении ее результата.
Ребенок, которому трудно проанализировать условия задания мысленно, может воссоздать его практически, призвав тем самым на помощь мышечную память, которая, в свою очередь способствует запоминанию учебного материала.
Анализ учебного материала производится преимущественно в наглядно – действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители (такой анализ иногда называют практически действенным или чувственным). Умозаключения детей опираются не на логические аргументы, а на прямое отношение воспринимаемых действий. Дети учатся выделять сходные внешние черты и обозначают их соответствующими словами.
Школьники с первого по третий класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка.
Зачастую, мы ставим ребенка в определенные рамки, сами того не желая формируем у него «шаблонное» мышление. А ведь они, дети, индивидуальности, и формирование каждого идет тоже индивидуально.
Например, одни и те же карточки, действуя по одной и той же инструкции, разные дети могут разложить по-разному, и это не будет ошибкой.
Если ребенок разложил карточки по первому варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца»,
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать»,
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,
то у него преобладает логическое мышление, у него мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если ребенок разложил карточки по второму варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя»,
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья»,
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»,
то у него образное мышление, художественный тип и доминирует правое полушарие.)
Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Если работа обоих полушарий синхронизируется, то работоспособность мозга повышается. Во время стресса межполушарное взаимодействие нарушается и это является причиной «забывания» информации во время проверок и экзаменов.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до двенадцати лет. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, уделить несколько минут на уроке, включая простые , но эффективные упражнения возможно и продуктивно.
Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Литература
1.Блонский П.П.Психология младшего школьника.- М.-Воронеж: НПО «МОД ЭК». — 1997.-312 с.
2. Ю.Б.Гомеза Возрастная и педагогическая психология – М.:Просвещение, 1984.- 404с.
3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. – 159 с.
4. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. – 2016. – 412 с.
5. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 2016. – 261 с.
6.Филяева Е.Н.Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников.- Молодой ученый. -2018.- 299.