Автор: Татьяна Николаевна Дмитриева
Конспект открытого занятия учителя-логопеда по развитию просодических компонентов речи : «Прогулка в зимний лес».
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима», «зимняя одежда». Обучение дифференциации типов интонации в предложении, выделении логического ударения. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие.
Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. Формирование голосовых модуляций по силе, высоте, эмоциональной окраске. Развитие темпо-ритмической организации и интонационной выразительности речи, мимической, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие творческого воображения, координации речи с движением. Развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные.
Формирование навыков сотрудничества. Воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности
Предварительная работа
-разучивание стихотворений для выполнения упражнений на развитие правильного речевого дыхания, длительного речевого выдоха, интонационной выразительности, ритмичности, на совершенствование качества голоса, на умение изменять темп своего движения; -знакомство с русской народной сказкой «Теремок» и ее пересказ.
Ход ООД:
Логопед заходит в зал, здоровается с гостями.
Затем в зал парами заходят дети и произносят приветствие: «Доброе утро» с разной интонацией: радостно, грустно, удивлённо, испуганно, обиженно.
Логопед: Дети, я смотрю, не все сегодня пришли в детский сад с хорошим настроением, может расскажите, что случилось?
Дети: ( рассказывают по одной строчке), при этом показывая эмоцию, про которую рассказывают.
«Настроение моё каждый день меняется, Потому, что каждый день что-нибудь случается, То я злюсь, то улыбаюсь, То грущу, то удивляюсь, То бывает, испугаюсь, А бывает, посижу, помечтаю, помолчу».
Логопед: А я знаю, как исправить ваше настроение и сделать наше утро и утро наших гостей добрым, давайте встанем в круг и скажем наши утренние волшебные слова.
«Мы с доброго утра свой день начинаем- и точно мы знаем, Что день будет добрым, и добрые встречи- И добрый, конечно, опустится вечер! Как важно, как нужно, чтоб сразу, с утра, тебе пожелали немножко добра!
Логопед : Ну вот мы и зарядились добрым настроением на целый день !
Логопед: И сегодня я хочу поиграть с вами в такие игры, которые не только сделают ваше настроением весёлым и радостным , но и помогут своим настроением управлять. Ну, а начнём мы с гимнастики, но не с простой, а с мимической, мимика- это то, что происходит на нашем лице, то есть я вам буду рассказывать стихотворение, а вы будете изображать своё настроение только лицом, попробуем:
— Укусила киску муха, и болит у киски ухо !
— У медведя мёда бочка, съел он бочку в одиночку, и куда девался мёд, косолапый не поймёт?
— Одна сороконожка собиралась в гости, но взглянув в окошко, сморщилась от злости, на дворе закапал дождь, значит в гости не пойдёшь…
Логопед: — Как хорошо у вас получается! Продолжаем, следующее задание на ваши знания и внимание, я вам покажу артикуляцию гласных звуков, а вы, если узнаете звук, произнесите его вслух.
Логопед показывает артикуляцию гласных звуков, дети произносят их вслух.
-Дети, а теперь произнесите эти звуки по разному, У-грустно, И- весело, О-удивлённо, Ы- сердито, А-радостно.
Логопед: Ну что ж, продолжаем…
В это время влетает сорока (воспитатель):
« Ой, ой !!! Вот вы тут все такие радостные, добрые, а у нас в лесу такое творится, такое творится, наши лесные жители перессорились друг с другом, целый день-, шум, гам…. Ужас, ужас»
Логопед: Сорока, да подожди стрекотать, ты спокойно расскажи, в чём же дело? может мы сможем помочь?
Сорока (не слушает, продолжает стрекотать :« Шум, гам, споры,…. Ой, дальше полечу всё всем расскажу, а вы сами в лес приходите , тогда всё и узнаете !
Сорока улетает!
Логопед: Дети, вы что-нибудь поняли?
Дети: Ничего не поняли !!!!
Логопед: Вот поэтому я всегда вам говорю, что не нужно торопиться, а нужно говорить внятно и разборчиво.
Логопед: Как вы думаете, сможем мы помирить лесных жителей.
Дети: Да, конечно ! Логопед: Тогда я предлагаю сегодня отправиться на прогулку в лес, только нужно одеться потеплее, как вы думаете- почему? какую одежду мы выберем?
Дети: зимнюю, тёплую, меховую, куртку, комбинезоны, шубу, тёплые штаны
Дети имитируют , как они надевают штаны, куртки, шапки и т.д.
Логопед: а как же мы до леса доберёмся?
Дети: На лыжах!!
Логопед: Тогда надеваем лыжи и в путь!
Логопед и дети «надевают лыжи» и идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах.
Дети идут между ёлочками, логопед предлагает по пути поиграть в игру «ЭХО»
Логопед: Наступили холода, Дети (громко) -да-да-да, (тихо) да-да-да
Занесло все города, Дети (громко) -да-да-да, (тихо) да-да-да
Я на лыжах в лес пойду, Дети (громко) -ду-ду-ду, (тихо) ду-ду-ду
Я зверей в лесу найду, Дети (громко) -ду-ду-ду, (тихо) ду-ду-ду
На снегу в лесу следы, Дети (громко) -ды-ды-ды, (тихо) ды-ды-ды
И мышиные ходы, Дети (громко) -ды-ды-ды, (тихо) ды-ды-ды
Логопед: Ну вот мы и вышли на лесную полянку, давайте отдохнём и восстановим дыхание; Снимаем лыжи и ставим их в сугроб.
Дети встают в круг.
Логопед: Кто нам напомнит правила дыхания?
Дети: «Воздух носом набираем, щёки мы не раздуваем, плечи мы не поднимаем, воздух наберём в живот, выдыхаем через рот»,
Логопед: А на выдохе мы произнесём предложение « Мы пришли в лес», предлагаю увеличить это предложение на одно слово, подумайте, в какой лес мы пришли? Дети: Мы пришли в зимний лес,
Логопед: А каким может быть зимний лес?
Дети: Волшебным, загадочным, снежным, красивым и т.д.
«Мы пришли в зимний волшебный лес».
Появляется сорока.
Сорока: Ах, вы всё таки смогли добраться до леса, тогда может у вас получиться помирить лесных жителей!
Логопед: Сорока, да ты присядь к нам и расскажи в чём же дело ?
Сорока: Лесные жители собрались, и не один теремок себе построили, а целых три, вот теперь и не знают, кому в каком теремке жить, спорят, ссорятся
Логопед: Да где же они, кто это такие?
Сорока: А вы угадайте!
Логопед предлагает детям сесть и послушать загадку.
Сорока загадывает загадки, дети подсказывают последнее слово.
· На кочке, мягкой, как подушка, громко квакает…..(ЛЯГУШКА)
· Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней, пышный хвост её краса, это рыжая… (ЛИСА)
· Он день и ночь по лесу рыщет, всегда поесть чего-то ищет, он из кустов зубами-щёлк, вы угадали-это …..(ВОЛК)
· Ничего нам не сказала, сразу в норку убежала, что за серая малышка, это маленькая…(МЫШКА)
Логопед: Сорока, а теперь мы с тобой поиграем, мы знаем сказку « Теремок», дети будут говорить, подражая голосам животных, а ты угадай, кто это?
Дети говорят разными голосами, Сорока с помощью детей угадывает.
Сорока : Ну теперь давайте их помирим и по теремкам расселим.
Логопед: Дети, посмотрите внимательно на теремки, вы что-нибудь заметили.
Дети: « В первом теремке-одно окно, во втором-два окна, а в третьем- три окна»,
Логопед: Совершенно верно, а ведь мы с вами знаем, что все слова можно разделить на части или на слоги, ну так и давайте названия лесных жителей тоже разделим на слоги и, сколько в слове будет слогов, в домик с таким же количеством окошек и поселим этого лесного жителя.
Дети прохлопывают названия животных и, в зависимости от количества слогов «расселяют» зверей по теремкам.
Сорока: Ой, спасибо вам большое ! Как вы ловко всех расселили, и никому не обидно, наконец-то в лесу наступит мир и покой !
-А теперь предлагаю всем повеселиться, я тут для вас кое-что припасла ! ( Достаёт корзинку с клавесами и раздаёт их детям).
Танец-игра: «В лес зимой гулять пошли» (стихи и музыка Н Сухая)
Логопед: Ну всё, сорока, нам пора возвращаться в детский сад, спасибо тебе, нам очень понравилось наше путешествие. Дети, надевайте лыжи мы отправляемся домой.
Рефлексия.
Логопед: Дети, вам понравилась наша прогулка в лес,…… а что больше всего вам запомнилось, дети отвечают.
Если вам всё понравилось, возьмите самую большую снежинку и повесьте её на ёлку, если вам было сложно, повесьте снежинку поменьше, если вам было грустно и одиноко, повесьте самую маленькую снежинку.
Дети подходят к ёлочке, берут снежинки и вешают, затем прощаются с гостями и уходят.