8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Конспект открытого занятия учителя логопеда по развитию просодических компонентов речи.

Автор: Татьяна Николаевна Дмитриева

Конспект открытого занятия учителя-логопеда по развитию просодических компонентов речи : «Прогулка в зимний лес».

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

 Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима», «зимняя одежда». Обучение дифференциации типов интонации в предложении, выделении логического ударения. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие

Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.                             Формирование голосовых модуляций по силе, высоте, эмоциональной окраске. Развитие темпо-ритмической организации и интонационной выразительности речи, мимической, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.                                                                                                                    Развитие творческого воображения, координации речи с движением.                                                             Развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные

Формирование навыков сотрудничества. Воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

 Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности

Предварительная работа

-разучивание стихотворений для выполнения упражнений на развитие правильного речевого дыхания, длительного речевого выдоха, интонационной выразительности, ритмичности, на совершенствование качества голоса, на умение изменять темп своего движения;                                                                                                                                               -знакомство с русской народной сказкой «Теремок» и ее пересказ.

 

 

Ход ООД:

 Логопед заходит в зал, здоровается с гостями.

Затем в зал парами заходят дети и произносят приветствие: «Доброе утро» с разной интонацией:  радостно, грустно, удивлённо, испуганно, обиженно.

Логопед:  Дети, я смотрю, не все сегодня пришли в детский сад с хорошим настроением, может расскажите, что случилось?

Дети:  ( рассказывают по одной строчке), при этом показывая эмоцию, про которую рассказывают.

«Настроение моё каждый день меняется,                                                                                                         Потому, что каждый день что-нибудь случается,                                                                                                 То я злюсь, то улыбаюсь,                                                                                                                                           То грущу, то удивляюсь,                                                                                                                          То бывает, испугаюсь,                                                                                                                                             А бывает, посижу, помечтаю, помолчу».

Логопед: А я знаю, как исправить ваше настроение и сделать наше утро и утро наших гостей добрым, давайте встанем в круг и скажем наши утренние волшебные слова.

«Мы с доброго утра свой день начинаем- и точно мы знаем,                                          Что день будет добрым, и добрые встречи-                                                                                             И добрый, конечно, опустится вечер!                                                                                                   Как важно, как нужно, чтоб сразу, с утра, тебе пожелали немножко добра!

Логопед :  Ну вот мы и зарядились добрым настроением на целый день !

Логопед: И сегодня я хочу поиграть с вами в такие игры, которые не только  сделают  ваше настроением весёлым и радостным , но и помогут своим настроением управлять. Ну, а  начнём мы с гимнастики, но не с простой, а с мимической,  мимика- это то, что происходит на нашем лице, то есть я вам буду рассказывать стихотворение, а вы будете изображать своё настроение только лицом, попробуем:

— Укусила киску муха, и болит у киски ухо !

— У медведя мёда бочка, съел он бочку в одиночку, и куда девался мёд, косолапый не поймёт?

— Одна сороконожка собиралась в гости, но взглянув в окошко, сморщилась от злости, на дворе закапал дождь, значит в гости не пойдёшь…

Логопед: — Как хорошо у вас получается! Продолжаем, следующее задание на ваши знания и внимание, я вам покажу артикуляцию гласных звуков, а вы, если узнаете звук, произнесите его вслух.

Логопед показывает артикуляцию гласных звуков, дети произносят их вслух.

-Дети, а теперь произнесите эти звуки по разному, У-грустно, И- весело, О-удивлённо, Ы- сердито, А-радостно.

Логопед: Ну что ж, продолжаем…

В это время влетает сорока (воспитатель):

 « Ой, ой !!! Вот вы тут все такие  радостные, добрые, а у нас в лесу такое творится, такое творится, наши лесные жители перессорились друг с другом, целый день-, шум, гам…. Ужас, ужас»

Логопед: Сорока, да подожди стрекотать, ты спокойно расскажи, в чём же дело? может мы сможем помочь?

Сорока (не слушает, продолжает стрекотать :« Шум, гам,  споры,…. Ой, дальше полечу всё всем расскажу, а вы сами в лес приходите , тогда всё и узнаете !

                                                Сорока улетает!

Логопед:  Дети, вы что-нибудь поняли?

Дети: Ничего не поняли !!!!

Логопед: Вот поэтому я всегда вам говорю, что не нужно торопиться, а нужно говорить внятно и разборчиво.

Логопед: Как вы думаете, сможем мы помирить лесных жителей.

Дети: Да, конечно !                                                                                                                            Логопед: Тогда я предлагаю сегодня  отправиться на прогулку в лес,  только  нужно одеться потеплее, как вы думаете- почему?  какую одежду мы выберем?  

Дети: зимнюю, тёплую, меховую, куртку, комбинезоны, шубу, тёплые штаны

Дети имитируют , как они надевают штаны, куртки, шапки и т.д.

Логопед: а как же мы до леса доберёмся?

Дети:  На лыжах!!

Логопед: Тогда надеваем лыжи и в путь!

Логопед и дети «надевают лыжи» и идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах.

Дети идут между ёлочками, логопед предлагает по пути поиграть в игру «ЭХО»

Логопед:  Наступили холода,            Дети (громко) -да-да-да,          (тихо) да-да-да

                  Занесло все города,           Дети (громко) -да-да-да,          (тихо) да-да-да

           Я на лыжах в лес пойду,          Дети (громко) -ду-ду-ду,          (тихо) ду-ду-ду

              Я зверей в лесу найду,          Дети (громко) -ду-ду-ду,         (тихо) ду-ду-ду

              На снегу в лесу следы,          Дети (громко) -ды-ды-ды,       (тихо) ды-ды-ды

                     И мышиные ходы,          Дети (громко) -ды-ды-ды,       (тихо) ды-ды-ды

Логопед:  Ну вот мы и вышли на лесную полянку, давайте отдохнём и восстановим дыхание; Снимаем лыжи и ставим их в сугроб.

  Дети встают в круг.

Логопед:  Кто нам напомнит правила дыхания?

Дети:    «Воздух носом набираем, щёки мы не раздуваем, плечи мы не поднимаем,                                                             воздух наберём в живот,  выдыхаем через рот»,                                                             

Логопед: А на выдохе мы произнесём предложение « Мы пришли в  лес»,             предлагаю увеличить это предложение на одно слово, подумайте, в какой лес мы пришли?                                                                                                                                                           Дети:  Мы пришли в зимний лес,

Логопед: А каким может быть зимний лес?         

Дети: Волшебным, загадочным, снежным, красивым и т.д.

            «Мы пришли в зимний волшебный лес».

Появляется сорока.

Сорока: Ах, вы всё таки смогли добраться до леса, тогда может у вас получиться помирить лесных жителей!

Логопед:  Сорока, да ты присядь к нам и  расскажи в чём же дело ?

Сорока: Лесные жители собрались, и не один теремок себе построили, а целых три, вот теперь и не знают, кому в каком теремке жить, спорят, ссорятся

Логопед: Да где же они, кто это такие?

Сорока: А вы угадайте!

                      Логопед предлагает детям сесть и послушать загадку.

Сорока загадывает загадки, дети подсказывают последнее слово.

·       На кочке, мягкой, как подушка, громко квакает…..(ЛЯГУШКА)

·       Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней, пышный хвост её краса, это рыжая… (ЛИСА)

·       Он день и ночь по лесу рыщет, всегда поесть чего-то ищет, он из кустов зубами-щёлк, вы угадали-это …..(ВОЛК)

·       Ничего нам не сказала, сразу в норку убежала, что за серая малышка, это маленькая…(МЫШКА)

Логопед: Сорока, а теперь мы с тобой поиграем, мы знаем сказку « Теремок», дети будут говорить, подражая голосам животных, а ты угадай, кто это?

Дети говорят разными голосами, Сорока с помощью детей угадывает.

Сорока : Ну теперь давайте их помирим и  по теремкам расселим.

Логопед: Дети, посмотрите внимательно на теремки, вы что-нибудь заметили.

Дети: « В первом теремке-одно окно, во втором-два окна,  а в третьем- три окна»,

Логопед: Совершенно верно, а ведь мы с вами знаем, что все слова можно разделить на части или на слоги, ну так и давайте названия лесных жителей тоже разделим на слоги и, сколько в слове будет слогов, в домик с таким же количеством окошек и поселим этого лесного жителя.

Дети  прохлопывают названия животных и, в зависимости от количества слогов «расселяют» зверей по теремкам.

Сорока: Ой, спасибо вам большое ! Как вы ловко всех расселили, и никому не обидно, наконец-то в лесу наступит мир и покой !

-А теперь предлагаю всем повеселиться, я тут для вас кое-что припасла ! ( Достаёт корзинку с клавесами и раздаёт их детям).

           Танец-игра: «В лес зимой гулять пошли» (стихи и музыка Н Сухая)

Логопед:  Ну всё, сорока, нам пора возвращаться в детский сад, спасибо тебе, нам очень понравилось наше путешествие. Дети, надевайте лыжи мы отправляемся домой.

Рефлексия.

 Логопед: Дети, вам понравилась наша прогулка в лес,…… а что больше всего вам запомнилось, дети отвечают.

Если вам всё понравилось, возьмите самую большую снежинку и повесьте её на ёлку, если вам было сложно, повесьте снежинку поменьше, если вам было грустно и одиноко, повесьте самую маленькую снежинку.

Дети подходят к ёлочке, берут снежинки и вешают, затем прощаются с гостями и уходят.

×
×