Урок по письму и развитию речиЧасти речи

Автор: ПАвлушина Надежда Валентиновна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Тема «Части речи. Различие имени существительного и местоимения»

Цели:  Освоить определение понятия «местоимения», сформировать умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи

Задачи : .   

·       Образовательная:  выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять   зависимость  от других частей речи,  выявить  синтаксическую роль наречий в предложении,  в тексте для « живописания действия».

 

·       Развивающая:  расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах , развивать устную речь детей , страдающих бедностью словаря и усечёнными конструкциями предложений; развивать их умение анализировать , мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.

 

·       Воспитательная:  воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку, формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.

Оборудование:  компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения.

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Ход урока

 

1.Организационный момент.

Настрой детей на урок, на готовность воспринимать новый материал.

 Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас необычный урок , к нам пришли гости. А мы с вами должны настроиться на рабочий лад и показать что умеем.

2.Актуализация внимания обучающихся

— Что вы знаете о наречии?

Наречие – неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы  —  КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? СКОЛЬКО? В предложении является второстепенным членом предложения.

Опрос по работе с наречиями.

— Назовите наречия с вопросом

Вчера (когда?), вокруг(где?), здесь(где?), ловко(как?), вниз(куда?),направо(куда?), сейчас(когда?),справа(где?),довольно(как?).

-Какие значения имеют эти наречия?

Места, способа действия, времени.

Работа над правилом.

НАРЕЧИЯ обозначают – ВРЕМЯ, МЕСТО И СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ. 

Наречия времени отвечают на вопрос – КОГДА?    вчера, давно, вечером. 

Наречия места отвечают на вопросы – ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?   внизу, вниз, снизу.

Наречия способа действия отвечают на вопрос – КАК?    легко, тихо.

Игра «Где наречие?».

-Учитель читает слова, если это наречие – вы делаете хлопок в ладоши.

Тепло, светло, пальто, легко, седло, метко, сладко, гладко, решето, бревно, красиво, умело, ведро, заметно, близко, окно.

3.Сообщение темы и цели урока

Посмотрите на доску и  прочитайте текст, скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

— О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

— Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

— Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

— Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

— Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

 

— Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

— Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

— Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

— Кто сформулирует тему урока?

— Итак, тема урока « Различие имени существительного и местоимения».

— Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

Открытие нового знания

— Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

— Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти

( вместо) и ( имя)

— Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)

— Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

— Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я) на доску вывесить слова

— Про друга ? ( он)

— Про подругу? ( она)

— Про детей ? ( они)

— Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

— А к взрослому человеку? ( Вы)

Все названные местоимения выставляются на доску  Запись в тетрадь

Работа по учебнику над правилом (заучивание)

4.Физминутка (опиши предмет)

5. Закрепление пройденного

3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями. Запись в тетрадь

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

 

4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

 

5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

6.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

— Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

— Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак. Подойдите к доске и прикрепите нужный знак.

Домашнее задание стр 197, упр 271

×
×