Автор: Суркова Наталья Станиславовна
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально — ритмическим движениям. На занятиях осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Чтобы добиться выполнения основных задач музыкального воспитания, музыкальному руководителю и воспитателю обязательно нужно взаимодействовать друг с другом.
• Приобщать детей к музыкальному искусству; формировать основы музыкальной культуры, знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
• Развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувства ритма, музыкальной памяти; формировать песенный и музыкальный вкус.
• Воспитывать интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.
Не секрет, что дети в силу болезни, или семейных обстоятельств не посещают детский сад, оставаясь дома. Поэтому необходимо искать такие формы и методы, которые помогли бы дошкольникам в усвоении материала. Ведь музыкальное развитие в детском саду предполагает непосредственный контакт педагога и ребёнка во время занятия. Дети слушают, смотрят, с какой интонацией педагог говорит, поёт, и повторяют за ним. Работа в дистанционном режиме имеет определенные трудности:
· Отсутствие очного общения с детьми и музыкальным руководителем.
· Не каждый родитель может качественно обучить ребёнка на должном уровне.
· Отсутствие обратной связи.
· Возможное отсутствие технических возможностей таких как интернет.
ИКТ технологии способствуют получению детьми необходимых знаний. Дистанционное музыкальное развитие детей дошкольного возраста возможно осуществлять в небольшой отрезок времени, например, на период отсутствия ребенка в детском саду, но требует ответственного подхода не только от педагога, но и от родителей. Родители тоже должны включиться в процесс освоения программного материала, привлечь к процессу детей, обеспечить техническую сторону образовательного процесса – перейти по ссылкам, которые им отправляют специалисты ДОУ.
Для двигательной активности детей дома рекомендую сделать подборку видеоклипов «Танцы для детей». Данные интерактивные танцы ребята очень любят. Так как могут их исполнять без предварительного разучивания по показу героев видео. В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
Для слушания дома — подборка аудио и видео музыкального материала. Например, «Вальс цветов», «Детский альбом» Чайковского, «Музыкальный ящик Свиридова»; детских песен для слушания и разучивания. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки.
Мультфильмы, такие как «Музыкальный магазинчик» — знакомят детей с музыкальными инструментами, «Страна оркестрия» — с оркестрами. Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Музыкально дидактические игры: «Теремок» — на развитие звуковысотного слуха; «Что делают в домике» — на закрепление жанров музыки; «Мажор и минор» — на определение лада в музыке; «В гостях у Феи» — на развитие слуха и другие. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Большое значение для родителей и детей имеют мастер — классы по изготовлению своими руками музыкальных инструментов. Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальное развитие детей дошкольного возраста в дистанционном режиме, осуществлять возможно, и в настоящее время для этого есть все ресурсы. Но оно требует ответственного подхода к процессу и возлагает большую ответственность прежде всего на родителей и, конечно же, не может заменить живого непосредственного общения педагога с воспитанниками.