Мастер класс «Чистый лист» по рассказу Л.Толстая

Автор: Сафиуллина Лилия Хамзовна

 

« Приём концептуализации в

при изучении литературы.

Т.Толстая. «С чистого листа»

 

— (Слайд 1)Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю выступление, в котором хочу рассказать о системе интенсивного изучения литературы с помощью приёма – КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ.

— Сегодня мне хотелось бы показать, как данный приём можно использовать на уроке литературы. Вы  сегодня ученики, которые работают с рассказом Т. Толстой «С чистого листа».

— (Слайд 2) Самое актуальное понятие Концептуализации дает Лихачёв. Он считает, что …….

 — (Слайд 3) Прилагательное ЧИСТЫЙ. С какими существительными наиболее часто может употребляться данное прилагательное?

(учителя отвечают  из зала) (Слайд 4).

— А вот мои варианты. Теперь усложним задание. Образовать на базе каждого словосочетания прилагательное, которое могло бы охарактеризовать Человека. Человек с чистой душой – какой он? Ну вот на последнем я бы хотела остановиться.

У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (Слайд 5) (ответы из зала: стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)

— А вот это чистый лист? (сминаю лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный)  А вот это чистый лист? (разрываю пополам – порванный, испорченный) Но он белый и чистый.

— Показываю другой лист. А этот лист какой? (красный, но он чистый тоже)

— Как это применить на практике. (Слайд 6)Такой метод можно использовать на уроке литературы, изучая, например, рассказ Татьяны Толстой «С чистого листа».

   Герой рассказа некто Игнатьев каждый день засыпает с одной мыслью – начать жизнь с чистого листа. С первых страниц мы узнаём, что в его жизни всё неблагополучно. Он болен душой. Болен его маленький сын, измождена болезнью сына его жена. Игнатьев ходит на какую – то работу, но она ему не нравится. Тоска повсюду ходит за героем, и мучительно где – то болит внутри живое (сминаю лист).

   Однажды он признаётся другу: «Всё. Больше не могу. Дошёл до точки».  Он решает изменить всё. В его жизни появляется зыбкая, уклончивая Анастасия. Его любовница. Красным огнём горит ее платье. А во снах она является ему жарким, пылающим цветком.

— Можно ли назвать его отношения с Анастасией чистыми? Тогда те значения, о которых мы говорили раньше, дополняются еще одним кстати тоже отраженным (Слайд 7) во всех толковых словарях (свободный от скверны, негреховный).

   Герой мучается между двумя женщинами (держит разорванный белые листы).

   Именно по просьбе Анастасии Игнатьев сжигает чайного цвета рубашку, ту самую рубашку, которая досталась ему от отца, в которой он забирал сына из роддома.  Это не просто рубашка, это вещь, которая олицетворяет его связь с родом, с семьёй.

—  Ради чего человек может пойти на такое? (золотой, жёлтый лист)

   Как – то случай привёл его к одному человеку. Этот человек сделал операцию по удалению чего – то. Чего Толстая в рассказе не называет. И теперь у этого человека стол, пиджак, редкий коньяк в шкафу, золотое времяхранилище на руке и даже золотые авторучки.  Приняв решение, герой идёт к врачу.

— С каким листом у вас ассоциируется врач? 

   В рассказе Толстой другая ассоциация (чёрный лист). Потому что, когда врач поднимает глаза, Игнатьев с ужасом обнаруживает, что у него нет глаз, вместо них зияла бездна, а на голове у него шапочка в виде зиккурата. (Слайд 8) Возникает непредвиденная ассоциация: врач врачей Иванов с жёсткой ассирийской бородой – жрец,  а Игнатьев тот, кто добровольно приносит себя в жертву.

  До операции герой мечтал превратиться в бабочку, (ялтыравык сибэ) а было ли чудо. Герой открывает глаза, и мы видим, что он совсем другой.

  А его мечтой было вот что (Слайд 9): Волшебными ножницами я разрежу заколдованное кольцо и выйду за предел. Оковы  падут, сухой бумажный кокон лопнет. И изумленного синего, золотого чистейшего мира легчайшая резная бабочка  вспорхнёт охорашиваясь.

   Таким Игнатьев был до того, как удалил то, что болит внутри. Таким он стал потом.

 В 7 части рассказа Толстая отказывается от зрительных образов и переходит на звуковые. (Слайд 10) Посмотрите, речь наполнена свистящими, шипящими, нечеловеческими звуками.

    Болезненный росточек, огарочек сын превратился в недоноска, которого нужно сдать в интернат. Игнатьев превратился в чудовище.

— А теперь, подумайте и скажите,  что же у него удалили? (Слайд 11) Игнатьеву удалили душу.

    Рассказ заканчивается тем, что герой заходит на почту и просит дать ему чистый лист. Чистый лист – это последнее словосочетание рассказа и его название. Значит, первое его словосочетание. Круг замкнулся.  И сверхзадача состоит в том, чтобы ответить на вопрос (Слайд 12) «А можно ли начать жизнь с чистого листа?»

   — В конце урока, на стадии рефлексии, я предлагаю изобразить потрет души. У всех он разный. Кто – то делает веер из бумаги разных цветов, кто разрывает лист пополам, а посредине помещает бабочку, Игнатьева. Ведь Игнатий в переводе «ещё не родившийся».

Ответы присутствующих на вопрос:

— А как вы бы ответили на этот вопрос. Можно ли начать жизнь с чистого листа?

(ответы зрителей)  А я бы ответила так:

Чистым листом мы приходим в этот мир, но жизнь вносит свои коррективы. Люди меняются, текут, как реки. Совершая ошибки, сбиваясь с пути, совершая предательства по отношению к близким, человек изменяет себя, свою душу, что приносит невыносимую боль. Но избавиться от этого нельзя, как нельзя избавиться от прошлого. И только сам человек может всё изменить. Выпрямить плечи, обрести внутреннее единство, и просто жить дальше. В этом проявляется наша сила и наша духовность.

Спасибо за внимание!

×
×