8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Автор: Шихалева Светлана Юрьевна

Общеобразовательная школа сегодня призвана готовить детей к реальной жизни завтра, поэтому она должна учитывать, в каком мире будут жить и работать школьники через несколько лет, какие тенденции станут ведущими на мировом и отечественном рынках труда. Изменения актуальности профессиональных компетенций свидетельствуют о росте востребованности специалистов, реализующих модель life-long learning (обучение через всю жизнь), которые готовы выполнять нерутинную высокоинтеллектуальную работу, опираясь на непрерывно обновляющиеся технологии. В настоящий момент наша страна заинтересована в том, чтобы школьники обладали не только огромным объемом неизменных знаний, но и сформированными навыками самообразования, поскольку, чем выше в стране количество людей, нацеленных на постоянное самостоятельное обучение, тем короче путь от появления технологий до их практической реализации. Однако педагогический дизайн современного школьного образования поступательно дрейфует от передачи знаний к формированию компетенций XXI века, которые существенно меняют подходы к освоению, рефлексии, контролю, коррекции и оценке знаний, умений, навыков [3; 9; 16]. Соглашаясь с мнением ряда исследователей [5; 15; 17], отметим, что грамотность не является только техническим навыком, поскольку связана с такими понятиями, как общение и вовлеченность, и встроена в собственный личностный контекст. Человека можно считать грамотным, если он, с одной стороны, способен понимать в разных контекстах то, что ему сообщают другие, и, с другой стороны — готов в разных сферах сообщать другим то, что они способны понять. С изменениями в этих сферах и областях трансформацию претерпевают язык и инструменты, необходимые для развития индивидуальных возможностей их использования. Психолог Р. Б. Кэттелл делит умственные способности человека на кристаллизовавшийся и подвижный интеллект. Кристаллизовавшийся интеллект  — это накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки. Он отвечает за знания, которые собираются в картину мира в нашей голове. Подвижный интеллект — это способность логически мыслить, анализировать ситуацию и решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Этот тип интеллекта отвечает за способность вовремя принимать решения и расставлять верные приоритеты [18]. Важно учитывать тот факт, что подвижный интеллект обучающихся формируется при активном взаимодействии с педагогами, родителями и сверстниками. Среди главных недочетов отечественной системы образования специалисты называют низкий уровень владения обучающимися смысловым чтением и навыками работы с моделями, умения анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, а у младших школьников  — отсутствие возможности выразить собственную точку зрения, обосновать гипотезу решения задачи в условиях неопределенности, когда нет единственно верного ответа. Причиной такого положения дел можно считать сложившуюся годами традицию начальной школы проектировать и реализовывать образовательный процесс на основе репродуктивного подхода, нацеленного на механическое воспроизведение заученного, но не осмысленного материала программы. Около 70% учебных заданий, адресованных обучающимся начальной школы, предполагают лишь операции, воспроизводящие учебный материал [10; 17]. Начальная школа сегодня остро нуждается в обновленной системе учебных заданий, моделирующих реальные жизненные ситуации с недостающими или избыточными данными. Другими словами, на смену формальному набору данных в привычном условии задачи «В коробке 4 ряда по 5 бисквитов в каждом. Сколько всего бисквитов в коробке?» должны прийти задачи, которые дают возможность находить ответ не только на вопрос 51 «Что я буду делать?», но и научиться отвечать на вопрос «Как я буду делать?», гарантированно снижая риск ригидности мышления детей младшего школьного возраста. Задача. На день рождения пришли 15 гостей. Рассмотри рисунок. Хватит ли одной коробки с бисквитами? Поясните свой ответ. По нашему мнению, наиболее действенный способ формирования и развития функциональной грамотности  — рассматривать учебное задание как симулятор реального мира; погружать младшего школьника в максимально правдоподобно смоделированные ситуации, где им придется принимать самостоятельные сложные решения. Такие упражнения должны помочь младшему школьнику научиться сотрудничать и работать в команде, стратегически решать учебные задачи и проблемы, осмысливать свои победы и неудачи, давать оценку своим действиям [2; 13]. Завершая краткое рассмотрение понятия «функциональная грамотность», можно утверждать, что чаще всего с этим определением традиционно связывают совокупность умений читать, писать, считать и логически мыслить для решения повседневных житейских проблем. В настоящее время более приемлема обновленная характеристика определения функциональной грамотности младшего школьника: «функциональная грамотность — базовое образование личности, представленное: • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; • способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее» [17, с. 16–17]. О функциональной грамотности как способности школьников применять знания для решения повседневных задач говорят всё чаще, что вполне логично в мире с непрерывно нарастающим потоком информации. Успешность современного ученика определяется, прежде всего, умением обнаруживать, анализировать, обобщать информацию, определять ее актуальность и истинность, экстраполировать на собственный опыт. Следовательно, учителю, оценивая достижения своих учеников, необходимо руководствоваться параметрами не объема знаний по предмету, а метапредметными компетенциями, позволяющими решать учебные и жизненные задачи. Соглашаясь с мнением ряда ученых, заметим, что на современном этапе развития системы образования приоритетной задачей является, с одной стороны, развитие актуальных компетенций (латеральное мышление, взаимодействие с другими людьми), но, с другой стороны, остается актуальным формирование базовой грамотности (умение читать, считать, составлять алгоритм и действовать по нему). Такой подход позволяет обучающимся стать самостоятельными в принятии решений и быть максимально готовыми к новым вызовам времени [2; 9; 15; 16]. Р. Осенью 2020 года прошел очередной этап исследования в рамках проекта PISA-for-Schools (PISA для школ), который позволяет получать данные, сопоставимые с международной шкалой, используя инструментарий PISA вне основной фазы международного исследования. По итогам первого цикла, озвученным Рособрнадзором 27 ноября 2020 года, была зафиксирована прямая зависимость успешности выполнения заданий PISA от развития системы профориентации, кружковой, внеурочной и проектной деятельности школьников, уровня их мотивации, познавательной активности, дисциплинированности и уверенности в своих собственных силах [4; 12]. Пичугин С. С., Громова Л. А., Самкова В. А., Красноперова В. Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе 52 Инновационные проекты и программы в образовании ¹ 3, 2021 Представленные в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИС ОКО) итоги осеннего этапа всероссийских проверочных работ в 2020 году указывают на то, что выпускники начальной школы, обучающиеся 5-х классов, наименее успешно овладели: 1) логическими операциями (умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с аналогиями); 2) умениями самостоятельно строить рассуждения (объяснять, доказывать, строить прогноз и формулировать вывод); 3) работой с информацией (осуществлять поиск, сбор, интерпретацию и презентацию актуальных для решения конкретного задания данных); 4) способами изучения природы (планировать и осуществлять наблюдения, проводить несложные исследования, ставить небольшие опыты) [11]. Результаты исследования TIMSS, которые были озвучены в Париже 8 декабря 2020 года, свидетельствуют о том, что Российская Федерация улучшила показатели, войдя в шестерку странлидеров. По уровню математической грамотности российские выпускники начальной школы заняли 6-е место в мире, уступив сверстникам из Сингапура, Гонконга, Кореи, Тайваня и Японии, а по естественно-научной грамотности оказались на 3-м месте, где более высокие результаты смогли продемонстрировать школьники Сингапура и Кореи. Заметим, что по результатам предыдущего цикла международного исследования TIMSS, проходившего в 2015 году, у представителей России было 7-е место по математике и 4-е место по естествознанию [14]. Стремление нашей страны занять достойное место в международных рейтингах качества школьного образования (PIRLS, TIMSS, PISA и др.) неслучайно, оно обусловлено необходимостью «вхождения России в число десяти стран-лидеров по качеству общего образования» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. Это определяет запрос на формирование функциональной грамотности школьника. Однако направленного на это качественного методического инструментария, к сожалению, практически нет. Анализ ситуации позволяет говорить о наличии небольшого набора методических пособий, адресованных учителю начальных классов, в которых ему чаще всего объясняется, как самостоятельно разрабатывать такие задания. Интересным примером оказания методической поддержки в решении этого сложного вопроса можно считать марафон по функциональной грамотности для 1–4-х классов цифровой платформы для обучения основным школьным предметам Яндекс.Учебник, которая помогает младшим школьникам ориентироваться в тексте и извлекать необходимую информацию, работать с недостающими данными. Приведем пример карточки с отрывком из сказки Н. Носова «Винтик, Шпунтик и пылесос» для учеников первого класса (рис. 1), которая позволяет оценить, пользуется ли младший школьник навыком просмотрового чтения и может ли прибегнуть к самопроверке или же находит элементы информации по формальным признакам (заглавная буква — имя собственное). Примером задания для учеников четвертого класса может служить карточка со схемой, на которой надо расположить фигурки фотографа и туриста. Задание представлено фотографией и схемой, которые ученик должен рассмотреть и ответить на вопросы: «Где стоит путешественник? А где фотограф? Размести на схеме путешественника и фотографа». Выполнение этой работы дает основание судить, насколько успешно младшие школьники умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников (рассмотреть фотографию, прочитать текст и проанализировать схему). Такие упражнения могут быть интегрированы в содержание учебного материала на уроках русского языка, математики или окружающего мира, поскольку Рис. 1 53 являются метапредметными и построены на работе с информацией. Целенаправленные учебные задания и упражнения, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников, мы находим в некоторых учебно-методических комплектах. Анализ учебников математики учебно-методической системы «Начальная школа ХХI века» дает основание говорить о наличии в их содержании заданий, ориентированных на развитие компетенций, востребованных в реальной жизни. Эти задания направлены и на повышение внутренней мотивации, стимулирование самостоятельности и осмысленности выполнения учебной работы. Еще почти не используется такой скрытый резерв для формирования функциональной грамотности младших школьников, как внеурочная деятельность. Причем важно отметить, что с этой целью можно использовать занятия всех пяти обязательных направлений: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное и социальное [2, с. 2]. Важно определить ряд шагов, позволяющих учителю начальных классов более вдумчиво подходить к оценке учебных заданий сквозь призму формирования функциональной грамотности обучающихся. 1. Актуализируем внутреннюю мотивацию Вовремя заданный на этапе целеполагания вопрос «Зачем нам это нужно уметь?» или «Где мы этим сможем воспользоваться в жизни?» позволяет побудить учеников к самостоятельному размышлению о том, что может дать тот или иной навык, умение, знание. Это может стать хорошей основой собственной мотивации младшего школьника к самообразованию. Приведем пример таких практико-ориентированных заданий для учеников четвертого класса. Задача № 6. Вещи и продукты, изображенные на рисунке (рис. 2), надо распределить между тремя мальчиками так, чтобы общие массы груза, доставшегося каждому, были равны [6, с. 95]. При этом не стоит упускать возможность организации флешбэков, позволяющих периодически напоминать ученику о потенциальной пользе сделанных им ранее самостоятельных открытий. 2. Стимулируем развитие самостоятельности Всеобъемлющий контроль со стороны родителей и учителей должен уступить место готовности прийти на помощь в нужную минуту, оказать ребенку необходимую поддержку. На наш взгляд, необходимо задавать два вектора в решении этого вопроса. Первый — оценивать усилия обучающегося в достижении поставленной цели, старания в работе над самим собой. Второй — оставлять право на ошибку, что позволит снизить уровень тревожности и преодолеть известный родительский комплекс «идеальной работы». Приведем пример таких проектно-исследовательских заданий для выпускников начальной школы. Занятие 10 (внеурочная деятельность). Подготовка к экскурсии «Здравствуй, осень!» – Вспомни, как вы ходили в третьем классе в лес или парк. – Что надо взять с собой для того, чтобы не простудиться? – Что ты возьмешь с собой, чтобы лучше увидеть и запомнить, как готовится природа к зиме? – Каких животных ты сможешь увидеть? – Какие растения могут встретиться? – Составь с одноклассниками план экскурсии и исследования состояния живых организмов в лесу осенью [1, с. 16]. Неоценимую помощь в этом направлении могут оказать исследования, построенные на практической опытно-экспериментальной работе. Задание к уроку «Водная оболочка Земли» (Окружающий мир): Одинакова ли на вкус вода в разных морях? Ответить на этот вопрос тебе поможет следующий опыт. У тебя есть шесть кружек, в каждую из которых налито по одному литру воды. Напиши, сколько чайных ложек морской соли необходимо добавить в каждую кружку, чтобы получить «воду» морей, представленных в таблице. Рис. 2 Пичугин С. С., Громова Л. А., Самкова В. А., Красноперова В. Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе 54 Инновационные проекты и программы в образовании ¹ 3, 2021 Водоём Средняя солёность (граммов соли в 1 литре воды) Сколько ложек соли необходимо добавить Адриатическое море 36 Средиземное море 38 Красное море 42 Азовское море 11 Чёрное море 18 Балтийское море 7 Подсказка: одна чайная ложка вмещает от 7 г («без горки») до 10 г соли («с горкой»). Растворив нужное количество соли в литре воды, ты можешь попробовать на вкус воду каждого из этих морей [14, с. 22]. 3. Наполняем привычные задания интересным смыслом Даже такую рутинную и однообразную механическую работу первоклассника, как написание цифр, всегда можно превратить в увлекательное занятие по украшению спинки сказочного барашка завитушками из цифры «6» или «9». Не менее интересным занятием станет оформление поздравительной открытки для дедушки и бабушки, сделанной своими руками. Текст в ней необходимо написать так красиво и аккуратно, чтобы они смогли его прочитать, несмотря на плохое зрение. Новым интересным смыслом может быть наполнено задание, в котором заучивание конкретной истины превращается в самостоятельное и увлекательное исследование. Часто можно услышать пословицу: «В здоровом теле — здоровый дух!» Что она означает, как ты думаешь? ________________________________ Но историки говорят, что сочинил эту фразу древнеримский поэт Децим Юний Ювенал. В своем поэтическом произведении «Сатиры» (на латыни) он писал: Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом. Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, Что почитает за дар природы предел своей жизни, Что в состоянье терпеть затрудненья, какие угодно. Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала. (Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского) Ты уже знаешь, кто такой Геркулес. Это герой мифов, который совершил множество подвигов, спасая людей и побеждая чудовищ. Сарданапал — это мифический царь древней Ассирии, который проводил свое время в пирах, больше всего любил лежать на мягких перинах. Как ты думаешь, что хотел на самом деле сказать поэт Ювенал в своем стихотворении? [1, с. 54]. Самым актуальным дидактическим уроком 2020 года для педагогов нашей страны стало осознание того, что классические постулаты и положения «Великой дидактики» основоположника педагогики Я. А. Коменского оказались не вечны. У всех на глазах рассыпались привычные модели достижения и оценки планируемых результатов на уровне начального общего образования, а вполне устоявшиеся форматы общения «учитель  — ученик — родители» утратили свою прежнюю надежность и эффективность. Кроме того, мы вынуждены признать, что существенным тормозом развития функциональной грамотности сегодня стали возможности самих участников образовательных отношений в использовании цифровых технологий. Очередная волна пандемии медленно, но верно трансформирующаяся в новый период дистанционного обучения, как яркий прожектор высветила все недочеты отечественной системы образования. Опуская техническую сторону вопроса, отметим, что и методическая подготовка учителя все еще требует активной коррекции и доработки. Педагоги при всем их профессиональном стремлении и трудолюбии не смогут без должной поддержки методистов поставить на конвейер превращение череды обычных офлайн-уроков в широкий поток увлекательных онлайн-блокбастеров и туториалов, от которых невозможно было бы оторвать обучающихся. Участники образовательных отношений пришли к пониманию того, что наступило время не просто инновационного педагогического дизайна или новой архитектуры урока, пришло осознание того, что в условиях непредсказуемости и неопределенности современного мира, обучающимся не хватает самого важного — самостоятельности как основополагающего качества поведения, имеющего прямое отношение к функциональной грамотности. Стремление к самообразованию, как известно, возможно лишь при способности ученика к самостоятельности. В особой, трепетной опеке в этом вопросе нуждаются дети младшего школьного возраста, у которых уровень самоорганизации развит не слишком высоко. Поэтому значительно возрастает роль равноправного партнерства педагогической и родительской общественности в организации надежной поддержки учебной деятельности обучающихся начальной школы. Результат этой важной работы, на наш взгляд, будет зависеть от организации продуманной системы работы учителя и качества учебных заданий, которые потенциально могут быть предложены младшим школьникам для самостоятельной работы. Современный учитель-профессионал способен сделать верный выбор в пользу метапредметных развивающих заданий, позволяющих

×
×