Обзор статей по теме актуальность проблем высшего образования в России

Автор: Белова

студент – бакалавр

г. Хабаровск

 

Аннотация.

В статье рассматривается актуальность проблем высшего образования в России. Анализируется история Болонского процесса. Исследуется вопрос создания и развития опорных университетов. Таким образом, в России с образованием связано много проблем из разных областей. Это только тысячная часть проблем, затронутая авторами.

Ключевые слова: Высшее образование, Болонский процесс, опорные университеты, Россия.

 

Review articles on the topic of the relevance of the problems of higher education in Russia

Author Belova S.S.

FS BEI HE Pacific National University (FS BEI HE PNU),

Bachelor student

Khabarovsk

Annotation.

The article deals with the relevance of the problems of higher education in Russia. The history of the Bologna Process is under analysis. The article explores the issue of the foundation and development of the flagship universities. Thus in Russia there are many problems from different fields, which are connected with education. This is only the thousandth of the issues raised by the authors. 

Key words: higher education, the Bologna Process, flagship universities, Russia.

В своем обзоре статей по теме актуальность проблем высшего образования в России я бы хотела начать со статьи (1) Грибнева Леонида Сергеевича доктора экономических наук, профессор «Высшей школы экономики» в журнале Высшее образование в России. Тема статьи «Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только….» В данной статье автор анализирует историю Болонского процесса, провозгласившую создание в 2010 году общероссийское пространство высшего образования в России. Особое место в статье представляют такие вопросы раскрытии темы, как Болонский процесс в России.

Автор пишет, что для начала уместно вспомнить, что инициатива по включению нашей страны в Болонский процесс исходила не со стороны Министерства образования, а со стороны финансово-экономического блока Правительства России. Причина была очень веская – возможность сократить на 15-20% финансирования высшего образования за счет перехода от 5 – летнего к 3-4-летнему в условиях крайне тяжелого сочетания демографических и финансовых условий на рубеже столетий и далее, как экономист Грибнев Л. С. рассматривает экономические финансовые стороны включения России в Болонский процесс, использование четырех средств воздействия на вузы: кадровой политикой, финансированием, образовательным стандартом, лицензированием, аккредитацией всех вузов. Далее автор касается темы Болонского процесса и педагогических революций в России. Свой глубокий анализ он делает, опираясь на статьи известных современных авторов Байденко В. И., Селезневой Н. А., ранее неоднократно печатавших свои статьи по обозначенной теме в журнале Высшее образование в России.

Следующая статья в журнале «Высшее образование в России» исследует вопрос создания и развития опорных университетов, которые появились сегодня в связи с государственного проекта «опорные университеты региональных экономических систем» авторы статьи Сергей Анатольевич Иванов, доктор технических наук, профессор и Эдуард Николаевич Сокол-Номоконов, представители двух вузов г. Читы. Они попытались проанализировать первый опыт создания опорных университетов, плюсы минусы образования опорных университетов, рассмотреть особенности функционирования вузов на решения проблем развития региональной экономики. Авторы статьи выделяют роль вузов в моделировании инновационных производств, признают создание научных и исследовательских площадок при опорных вузах результаты, которых служат опытным полигоном для отработки результатов научных исследований и внедрения этих технологий в производство. Авторы статьи попытались сформировать целенаправленную деятельность, включающие следующие элементы (2):

— подготовка и реализация широкого спектра образовательных программ, обеспечивающих опережающую подготовку, переподготовку и повышение квалификации (в том числе с использованием дистанционных технологий), профессиональных трудовых ресурсов для перспективной экономической системы региона, включая её инфраструктурные элементы;

— проведение широкого спектра инициативных научных исследований в области регионального развития, использования пространственных (антропогенных и природных) ресурсов региона, охрана окружающей среды, развития регионального и местных социумов;

— создание совместно с региональными органами власти технологических площадок, обеспечивающих превращение результатов образовательной и научно-исследовательской деятельности (в процессе экспериментального моделирования, соответствующих в бизнес-процесс) в реальные инновационные проекты. Предложенный статус опорных университетов считают авторы позволит реализовать цели реформы наиболее простым и менее затратным способом.

В своей статье «Трансгуманизация современного образования» Ильин Георгий Леонидович рассматривает мировое и современное образование в историческом ресурсе, концентрирует внимание на новом понятии «Трансгуманизация», связанным с внедрением новых сообществ «человекообразных роботов» и «служебных людей». Ильин Г. Л. разделяет и дает четкий анализ понятий «образования» и «обучения» в современном ключе. Автор концентрирует внимание на трех изменениях:

— информационный бум, все увеличивающийся и приводящий к углублению различия между знаниями и информацией и к психологическому изменению учащихся – ослаблению у них памяти и потере ориентации в мире информации

— изменения отношений к знаниям и информации, которые способствуют расслоению общества и возникновению институционального элитарного образования;

— появление непрерывного образования и двух его толкований – институционального и личностного, отделение обучения от образования и соответствующее различение качества обучения и качества образования (3). Автор очень убедителен и приходится с ним согласиться.

Таким образом, из вышеизложенного обзора по статьям по теме «Актуальные проблемы высшего образования» можно сделать вывод, что в России с образованием связано много проблем из разных областей. Это только тысячная часть проблем, затронутая авторами. Авторы с разных аспектов рассматривают проблемы высшего образования, чтобы повысить образование.

Список литературы

1.                 Гребнев Л. С. Нынешний раунд болонского процесса: Россия и не только…. (по работам В.И. Байденко, Н.А. Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2018. № 1(219). С. 5-18.

2.                 Иванов С. А., Сокол-Новоконов Э. Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. № 1(219). С. 19-30.

3.                 Ильин Г. Л. «Трансгуманизация» современного образования // Высшее образование в России. 2018. № 1(219). С. 133-142.

×
×