Автор: Кузьмина Арина Сергеевна
Кузьмина А.С., учитель английского языка,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 81»;
arina-kuzmina2011@yandex.ru
Деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Аннатация: Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Для детей с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию.
Ключевые слова: Вспомогательные технические средства/устройства, воспитание, творческая деятельность, предметная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, общение, конструктивная деятельность
Педагоги всех образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей раннего и дошкольного возраста, их поведения. Очень часто встречаем то, что современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка) [5,87].
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям, а самое главное создать систему работы по решению проблем формирования социально – коммуникативных навыков детей, начиная с раннего возраста, особенно касается детей с ОВЗ.
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа детей с трудностями в общении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников [6,31].
Именно дети с ОВЗ вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.
Деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
1. организацию предметно-пространственной среды;
2. создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
3. стимулирование коммуникативной деятельности детей с ОВЗ;
4. устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом и при поддержке родителей;
5. мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
6. обеспечение гармонии между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
7. моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ, направлена на систему работы и опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Творческая деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка раннего возраста в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением [3,51].
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ в условиях дополнительного инклюзивного образования.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого и системы работы, который вводит ребёнка в социум.
Ребёнок в рамках инклюзии сотрудничает со взрослыми людьми, как член общества, он включается в систему человеческих отношений, где происходит взаимодействие между людьми, усваивается элементарное представление о ценностях. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у детей во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
В дошкольном возрасте увеличивается круг общения. Очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша с ОВЗ необходимым средствам привлечения внимания другого человека и т.д.[7,39]
От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься такой ребенок в кругу сверстников – на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с раннего возраста, он хочет быть «вместе» с детьми.
Система работы по формированию социально — коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дополнительного инклюзивного образования имеет следующие направления, которые обеспечивают:
— развитие социальной направленности детей уже раннего возраста и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
-повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
-усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов (рук), использование их в практике общения;
-развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов при помощи нетрадиционных методик), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами;
-развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем мимики и жестов, эмоционального сопереживания);
-развитие языковой способности (компетентности), если это возможно;
Таким образом, следует помнить, что результаты социально — коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ОВЗ целиком и полностью зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать дошкольную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности [5,12].
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает, что важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и образовательные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
Список используемой литературы
1. Абрамова, И.В. Взаимодействие специалистов по психолого -педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования / И.В. Абрамова, Е.В. Золоткова,И.Е. Пушкова // Российский научный журнал. Саратов, 2012. № 5 (30). С. 153–158.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4: Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. М.:Центр «Школьная книга», 2010. 240 с.
3. .Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольныхучреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
4. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании — развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. — 1998. — № 9.
5. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал «Детский сад от А до Я» — 2004. — № 5.
6. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. — 1999. — № 10.
7. .Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 547-549.
8. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // Педиатрическая фармакология. Том 9. 2012. № 6..
9. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М.: Просвещение, 1990. – 189 с.
10. .Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. — М.: Университетское, 2000.