8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Сюжетно-ролевые игры для старшей группы детского сада

Автор: Мансурова Наталья Анатольевна

Сюжетно-ролевые игры для старшей группы детского сада 

                                                                    

Игра «Детский сад»

Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их тру­ду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрос­лых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в кол­лективной творческой игре.

Игровой материал.

Куклы, игрушечная посуда, на­бор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-замес­тители.

Подготовка к игре.

Экскурсия в кабинет врача. Вне­сение атрибутов для организации игры в «детского вра­ча». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детс­кий сад».

Игровые роли.

Врач, медицинская сестра, воспита­тель, заведующая, музыкальный работник, няня, по­вар.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритми­ки, кабинет заведующей и беседуют с медицинской се­строй и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает зна­ния, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры.

Также с детьми можно прочитать рассказу и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д.

Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло долж­ного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второсте­пенную роль, косвенно влияя на изменение игровой сре­ды, он может вести коррекцию игровых отношений.

К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «за­ведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с кукла­ми, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быст­ро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака «врач» и «медицинская сестра» вни­мательно осматривают «детей», каждому дают рекомен­дации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболе­ла, ее надо забрать из детского сада». После медицинс­кого осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное заня­тие» и т. д.

По ходу игры воспитатель следит за правильным раз­витием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новью роли.

 

Игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоя­тельно создавать для задуманного сюжета игровую об­становку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал.

Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Подготовка к игре.

Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровые роли.

Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры.

С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельно­сти взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Далее педагог побуждает детей творчески воспроиз­водить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соору­дить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, состав­лять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, ме­бель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).

После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать со­вместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вру­чать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать соб­ственные самоделки, применять природный материал.

В сюжеты любимых детских игр педагог должен вно­сить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, ме­таллофон, бубен, трещотки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают сти­хи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует пред­варительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что бу­дет делать на празднике.

Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллектив­ных игр, например: «Семья» и «Школа».

Игра «Школа»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бы­товой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал.

Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре.

Экскурсия в школу. Беседа с учи­телем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми под­готовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры.

Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей шко­ле: показать классы, столовую, мастерские, раздевал­ку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.

Потом для дальнейшего обогащения знаний о шко­ле воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует бесе­да о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразитель­ными средствами реализации роли (интонация, мими­ка, жесты).

Совместно с детьми педагог может изготовить атри­буты для игры: журнал для учителя, повязки для дежур­ных и т. д.

В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимо­связанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колыш­ки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: испол­нение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка шко­лы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они дей­ствуют в соответствии со своими избирательными инте­ресами (проводят уроки чтения, физкультуры, матема­тики).

Выступая как равноправный партнер, или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен кос­венно влиять на изменение игровой среды, вести кор­рекцию игровых отношений.

Воспитатель также должен способствовать воспроиз­ведению в играх бытового и общественно полезного тру­да взрослых. Закреплять знания Правил дорожного дви­жения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность дли­тельных коллективных игр: «Семья» — «Школа» — «До­рога в школу» — «Путешествие по городу».

 

Игра «Путешествие»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокза­ле, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного от­ношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севе­ре и на юге нашей страны.

Игровой материал. Строительный материал, техничес­кие игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор иг­рушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия на речной вокзал, на теп­лоход. Беседа с милиционером, работниками флота, тру­жениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хоро­ши!»; С. Баруздина «Страна, где мы живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вы­вески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровые роли. Милиционер, начальник порта, кас­сир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, ле­сорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.

Ход игры. Игра «Путешествие» является одной из лю­бимых детских игр. Ее можно реализовывать в различ­ных вариантах, например: «Путешествие по городу», «Пу­тешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы от­правляемся на Север», «Мы едем на юг» и др.

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель, прежде всего, может провести экскурсию с целью озна­комления с достопримечательностями города, построй­ками, с работой милиционера и т. д. В группе обсу­дить виденное, обобщить знания, ответить на интересу­ющие детей вопросы.

Затем педагог может познакомить детей с произведе­ниями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей ули­це»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, мили­ционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изго­товить атрибуты для игры: погоны милицейские, повяз­ки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок».

Далее педагог может предложить детям соорудить по­стройки по представлению и образцу (рисунок, фото­графия, схема). При обыгрывании постройки исполь­зовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, пред­меты (электрический фонарик, насос).

Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль вос­питателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотно­шениях речников.

Прежде всего, воспитатель проводит экскурсию в порт, чтобы закрепить представления детей о труде взрос­лых на речном вокзале, показать его значимость в жизни людей города (труд кассира, продавца, дежурного). Во время экскурсии дети узнают, что такое порт. Воспита­тель рассказывает детям о том, что порт — специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов. С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также могут понаблюдать за работой кассира, про­давцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель должен подвести детей к мысли о важности труда людей разных профессий.

Далее ребята могут побывать на теплоходе: осмотреть его, совместно с воспитателем повторить название от­дельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети могут понаблюдать за рабо­той матросов (матрос убирает и подает трап, делает при­борку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспи­татель обращает внимание детей на слаженность их дей­ствий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам.

Общение детей с капитаном пассажирского теплохода, его рассказ помогут детям узнать, куда можно плыть по реке из нашего порта и откуда прибывают суда.

По возвращении в группу педагог беседует с детьми о труде взрослых на теплоходе и в порту, об их вза­имоотношениях, вызывает добрые чувства, желание подражать смелым и дружным речникам.

Далее для более глубокого осознания труда речни­ков, их взаимоотношений воспитатель может использо­вать отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моря­ка», Ф. Льва «Мы плывем на самоходке», в ходе чего ребята узнают, что самый главный на судне — капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на ка­питанском мостике, который называется ходовым: от­сюда управляют ходом судна. Здесь и руль поворачива­ет, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно. Капи­тан видит впереди сигнальные огни — белый и зеленый. Он знает, что это идет навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонек, это значит, что идет пассажирское судно. Капитан знает, если вдали мигает зеленый огонек, то это маяк на берегу. Очень много должен знать капитан.

После чтения и рассматривания иллюстраций дети от­вечают на вопросы: «Кто главный на судне? Кто под­чиняется капитану? Что видит капитан с ходового мос­тика? Как он узнает, какие суда идут навстречу?».

При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, воспитатель задает детям вопросы: «Ка­кие бывают грузовые суда? Что они перевозят?».

Затем ребята из строительного материала могут пост­роить суда, причалы, вокзал.

Для обогащения игровых действий педагог может ис­пользовать беседы и рассказы детей об играх. В процес­се рассказывания актуализируются детские представле­ния, усиливается работа воображения, возникают твор­ческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Детям, например, предлагается рассказать, как они иг­рали бы с игрушками (в набор входят катера, теплохо­ды, машины).

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе иг­ры, также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопросы: «Куда же баржу буксируют? Что она повезет?» заставляют детей вспом­нить, что они знают о движении по реке. Эффектив­ным приемом руководства детской игрой является ис­пользование карты-схемы реки. Вместе с воспитателем дети вырезают и наклеивают контуры размещения род­ного края. Возле известных им крупных городов изо­бражение того, что изготавливается в них, чем богат край.

Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движу­щемуся по ней транспорту, воспитатель просит родите­лей совершать с ними вечерние прогулки к реке. Учас­тие родителей в педагогическом процессе по ознакомле­нию детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большей мере формирует опыт эмо­ционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.

Одним из этапов при развитии игры может быть со­ставление детьми рассказов на тему: «Какие суда мы ви­дели на реке». Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из раз­ноцветного пластилина суда имеют разные «огни».

Затем воспитатель может предложить поиграть в игру самостоятельно. Если же такое предложение вызывает затруднения, педагог дает детям представление о труде команды теплохода и о том, куда можно плыть. «Капи­тан» следит за порядком на судне, четко отдает прика­зы, контролирует их выполнение. На теплоходе идет дружная работа команды: на остановках «боцман» руко­водит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают уборку на палубе, «кок» вовремя кормит «команду» обедами, судовой «врач» ос­матривает команду и т. д.

В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Подготовку к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина «Все работы хороши!», рассмат­ривает с детьми иллюстративный материал, рассказы­вает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде работников села».

С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характерис­тику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товари­щам и т. д.

Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр: «Уборка урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села», помогает детям в составлении пла­нов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персо­нажей).

После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и пра­вила (культуры поведения, дружеских коллективных вза­имоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправ­ляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и се­лах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдель­ные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрос­лых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, погранич­ники и др.).

В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание ил­люстративного материала, составить рассказ на тему «Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруз­дина «Страна, где мы живем», А. Членова «Как Алеш­ка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».

Вызвать интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» мож­но чтением письма от детей-грузин и показать фотогра­фии, открытки, игрушки.

 

Игра «Летчики»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о воздушном транспор­те. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал.

Строительный материал, игруш­ка-самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы-за­местители.

Подготовка к игре.

Экскурсия в аэропорт. Беседа с работниками аэропорта. Чтение произведений «На аэро­дроме» И. Винокурова. Просмотр фильма о летчиках. Рисование самолета. Лепка самолета. Изготовление ат­рибутов для игры.      

Игровые роли.

Летчик, стюардесса, контролер, пас­сажиры.

Ход игры.

Подготовку к игре воспитателю следует на­чать с организации наблюдений детей за самолетами. Во время таких наблюдений надо объяснить детям, что самолет очень большой, он высоко и быстро летает, что самолетом управляет летчик, на самолете возят людей.

Затем можно научить детей изображать летящий са­молет. Воспитатель предлагает: «Летите, как самолет». Дети бегут, распластав руки, как крылья самолета.

На занятии воспитатель может предложить ребятам нарисовать летящий самолет или самолеты.

Рассмотрев с детьми картинки, изображающие летя­щий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидя­щим летчиком и т. д., педагог разъясняет все, что ре­бятам непонятно, проводит беседы по содержанию рас­смотренных картинок. После этого можно дать детям для игры игрушечный самолет, предварительно обыг­рав его.

Следующий этап в подготовке сюжетно-ролевой игры — это обучение детей подвижной игре, в кото­рой они изображают летчиков. Летчики, готовясь к полету, заводят мотор, по сигналу воспитателя под­нимаются в воздух и приземляются, каждый в опреде­ленном, отведенном ему месте.

Последним звеном в подготовке детей к сюжетно-ролевой игре должен быть показ фильма, в котором изоб­ражены самолеты и работа летчика. Очень важно, чтобы в результате просмотра фильма (или фильмов) дети до­няли, что летчик сильный, смелый, помогает людям — привозит врача к больному ребенку или доставляет ребенка в больницу, перевозит людей, продукты и т. д. Педаго­гу нужно так рассказывать о летчике, чтобы детям захотелось подражать ему.

После подготовительной работы можно начинать игру, Для этого педагогу совместно с детьми надо сделать из картона пропеллер и крылья для самолета, шлем и очки для летчика. Соорудив самолет из стульев, надо прикрепить к нему крылья и пропеллер. Затем летчик в шлеме и очках с помощью воспитателя заводит мотор и готовит самолет к полету. Пассажиры собираются в дрогу: они одевают детей, пакуют вещи, покупают еду, приобретают билеты на самолет, едут в аэропорт. Там контролер проверяет у пассажиров билеты, помогает разместиться в самолете. По сигналу педагога самолет поднимается в воздух. Во время полета пассажиры едят,  кормят детей, смотрят в окна, рассматривают предлага­емые им книги и т. д. Стюардесса им помогает, отвеча­ет на вопросы. Во время посадки летчик осматривает самолет, мотор, заправляет самолет бензином, заводит мотор и ведет свой самолет дальше.

Такая схема игры может видоизменяться воспитате­лем по его усмотрению. В дальнейшем педагог должен направлять ход игры, поощряя всякие нововведения предлагаемые детьми. Также развитие, обогащение игры может идти и за счет объединения ее с другими сюжет­ными играми. Например, к этой игре могут быть под­ключены темы «Магазин» (дети покупают в дорогу еду, сласти, игрушки детям, книжки и т. д.), «Переезд на дачу» (детского сада или родителей с детьми), «Авто­бус» (на котором едут в аэропорт и с аэропорта), «Док­тор» и т. д. Воспитатель должен следить за игрой, важно лишь, чтобы играя, дети изменяли сюжет, а не повторяли каж­дый раз одно и то же.

 

Игра «Российская Армия»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о ти­пах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гор­дости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал. Строительный материал, пилот­ки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешоч­ки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к мес­там боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного кораб­ля. Конструирование из строительного материала бое­вой техники.

Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

Ход игры. Данная игра может быть представлена в раз­личных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Во­енные корабли» и т. д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с па­мятниками, которые увековечивают подвиг нашего на­рода в годы Великой Отечественной войны. Это обе­лиски, монументы, памятники-пушки, памятники-тан­ки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установ­ленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы.

После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них пред­ставление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице род­ного города, которая носит имя героя-танкиста, ге­роя-летчика, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов во­енных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др.

Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кас­силя «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя».

Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях.

Также педагог предлагает детям нарисовать танк, само­лет, военный корабль, боевую машину, бинокли, сле­пить танк или корабль.

Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зави­симость формы постройки от его назначения, учить де­тей совместно обсуждать план сооружения и организа­цию предметно-игровой среды.

Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы.

Затем воспитатель может организовать военно-спортив­ные игры, в которых дети отражают мирную службу сол­дат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Де­тям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стре­лять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бе­гать.

Эти упражнения педагог организует на участке детс­кого сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Ко­мандира», он следит за правильным выполнением дви­жений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. По­вторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного ре­зультата.

Исполнение ролей «солдат» требует от детей и опре­деленных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре за­дачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, бы­стро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» так­ же должны быстро действовать, уметь выполнить зада­ние.

Перед каждой игрой воспитателю с детьми необхо­димо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действуёт, чьи распоряжения вы­полняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Об­щение со взрослым в игре помогает детям глубже осоз­нать моральные качества воинов, роли которых они ис­полняют.

Чтобы придать игре целенаправленный характер, пе­дагогу можно разработать карту-схему и с ней ознако­мить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с деть­ми, намечает, где должны стоять часовые, где располо­жен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вме­сте с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (брев­но), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку».

Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказыва­ет, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти че­рез речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда счи­тается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры».

После победы «солдат» радостно встречает население освобожденных городов и сел.

Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире ис­пользовать природный материал и естественные преграды.

В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр.

При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Экипаж Н. Гастелло на задании», «Спасение челюскинцев», «Валерий Чка­лов и его боевые друзья готовятся к перелету», «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с зем­лей», «Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авиано­сец «Смелый» на учении» и др.

Всегда после окончания игры педагог должен поддер­живать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.

 

Игра «Строительство»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепле­ние знаний о рабочих профессиях. Воспитание уваже­ния к труду строителей.

Игровой материал. Строительный материал, каски, предметы-заместители

Подготовка к игре. Экскурсии на стройку. Беседа со строителем. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Просмотр фильма о строителях. Рисование на тему: «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Игровые роли. Строитель, каменщик, шофер, груз­чик.

Ход игры. Обучение этой игре воспитатель может при­урочить ко времени знакомства детей со сказкой «Тере­мок». Показав ребятам иллюстрацию к сказке или соот­ветствующий мультфильм, воспитатель объясняет: «Те­ремок сломался потому, что звери не умели хорошо стро­ить». После этого, чтобы вызвать у детей интерес к теме, следует показать им рисунок красивого здания. Обяза­тельно показ надо сопроводить таким ярким, эмоцио­нальным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой же дом. Затем воспитатель говорит им, что сделать такое красивое здание трудно, перед этим надо научиться строить, и обещает повести детей смот­реть, как рабочие строят дом. В ближайшее время взрос­лый должен организовать экскурсию на стройку.

Во время экскурсии внимание детей должно быть об­ращено на совместную работу людей, на то, что только общими усилиями, работая вместе, рабочие могут стро­ить такие большие, красивые и прочные дома. Далее педагогу следует обратить внимание детей на разделение труда строителей, подчеркнуть, что в процессе общей работы каждый делает свое дело: один подвозит матери­ал, другой кладет стены, третий готовит раствор и т. д. Также надо показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает их труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т. д. Дети должны узнать в разго­воре со строителем о том, что будет в этом доме, когда его выстроят. После такой беседы ребята должны по­нять, что строительством дело не кончается, что дома строят для того, чтобы потом в них кто-то жил или ра­ботал.

Чтобы дать детям возможность выразить полученные ими на экскурсии впечатления, педагогу на занятии надо предложить им нарисовать строительство дома.

Для закрепления и систематизации полученных зна­ний воспитатель может провести с детьми беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показать им фильм на эту тему. При этом нужно обратить их внимание на то, чего они не заметили, задать ребятам вопросы, побуждающие их сравнивать, припоминать, сопоставлять; затем картинки следует вывесить в группе, а книжки с соответствующими ри­сунками дать детям в пользование. Во время разгово­ра-беседы о строителях педагог должен обратить внима­ние детей на последовательность всех этапов строитель­ства: разработку проекта, выбор и подготовку строи­тельной площадки, обеспечение строительными мате­риалами и механизмами, закладку фундамента, возве­дение стен и перекрытий, отделочные работы. Воспи­татель может обсудить с детьми нравственный смысл деятельности людей строительных профессий (машини­сты экскаваторов и бульдозеров, бетонщики, камен­щики, монтажники, сантехники, плотники, штука­туры и др.).

Также при подготовке к игре педагог может прочи­тать детям произведения о строителях, такие как: «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.

После подготовительной работы педагог должен сно­ва показать ребятам ту картинку, которую они видели до экскурсии и сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если будут работать, как рабочие, все вместе.

Приступая к строительству, воспитатель вместе с деть­ми заранее договаривается о том, что будет в доме, ко­торый они собираются строить: замысел должен пред­шествовать игре, он не должен быть случайным. Педа­гогу можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, превратив таким образом его в теремок.

Для игры педагог делит детей на бригады и поручает каждой из них какой-нибудь один определенный учас­ток работы. Так, например, одна бригада должна по­грузить строительный материал на машины, другая — привезти его на стройку, третья — разгрузить, четвер­тая — возводить стены дома. Воспитатель сначала дол­жен возглавлять бригаду строителей. Он советует ка­менщикам, как лучше класть стены, шоферам подска­зывает, какой материал необходимо привезти, грузчи­кам помогает организовать погрузку и выгрузку с по­мощью кранов и т. д. Организуя и направляя своим участием игру, педагог вместе с тем помогает детям согласованно действовать ради общей цели.

Взрослому надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети обязательно менялись ролями. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видо­изменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру. Взрослый всячески дол­жен поощрять все вносимые детьми в игру новшества, содействовать творчеству детей и в случае необходимос­ти помогать им.

По окончании игры воспитатель должен практиковать разговоры с детьми о проведенной игре. В целях кор­рекции ролевых отношений отмечать отдельные недостат­ки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Обсудить, кто в бригаде хо­рошо работал и кому из строителей можно вынести бла­годарность за добросовестный труд и т.

 

Игра «Поликлиника»

Цель. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения- творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал. Игровой набор «Кукольный док­тор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазыва­ния йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли) микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные иг­рушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Подготовка к игре. Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произ­ведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Туричина, сказ­ки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Врачи различных специализаций, мед­сестра, пациенты.

Ход игры. Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии в поликлинику и беседы с медицинским пер­соналом. В поликлинике надо показать детям различ­ные кабинеты: рентгеновский, зубной кабинет и др., объяснить ребятам все, что они увидят. При этом педа­гогу надо все время проводить одну мысль: доктор стара­ется, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гу­лять, играть, заниматься.

После посещения поликлиники обязательно надо по­дытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих прежних посещений. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, рисунков, на которых изображены различные моменты деятельности врача. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию кар­тинок, привлекает их внимание к самому существенно­му, стимулирует их к расспросам, объясняет все, что изображено. Затем вре эти рисунки вывешивают в груп­повой комнате, для того чтобы дети сами их рассматри­вали.

В детском саду педагог проводит с детьми экскурсию в кабинет врача и знакомит их с различными медицин­скими инструментами, объясняя их назначение, пока­зывая, как ими пользуются: как, надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как проверяет молоточ­ком коленный рефлекс; как выслушивает стетоскопом; как сестра набирает шприцем лекарство; как пользуется пипеткой; как измеряет рост, взвешивает и т. д. По ходу выполнения каждого действия педагог должен объяс­нять его цель, чтобы дети поняли не только, как делать ту или другую медицинскую процедуру, но и когда, в каком случае ее нужно делать и чего с ее помощью дос­тигают.

После такой экскурсии педагогом снова должна быть проведена беседа по картине (которую дети еще не виде­ли). В этой беседе воспитатель закрепляет впечатления детей, расширяет их знания, подкрепляет интерес к теме, что необходимо для проведения игры.

Также для подготовки к игре воспитатель читает детям чтения произведения, такие как: «Больной» Ю. Яковле­ва, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек забо­лел» И. Туричина. Затем в беседе по содержанию произ­ведений взрослый раскрывает смысл деятельности медицинского персонала, показывает взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлини­ка — аптека — скорая помощь — больница — санаторий.

Затем очень хорошо для систематизации детских впе­чатлений просмотреть фильмы, где изображена деятель­ность врача.

После этого педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры. Он раздает каждому ребенку по листу картона, на котором изображены ме­дикаменты и некоторые медицинские инструменты. Так, например, могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетос­коп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по кон­турам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки.

Когда атрибуты для игры будут готовы, воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею место укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процессе изготовления поделок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия.

Затем воспитатель может предложить вниманию детей ряд картинок, изображающих соответствующую игру, где роли врача, сестры, пациентов исполняют дети. Хорошо, если педагог сопоставит их с картинками, на которых изображены различные действия настоящего врача.

Для организации игры воспитатель в качестве игрово­го материала может использовать игровой набор «Куколь­ный доктор», самодельные игрушки из картона, пред­меты-заместители, некоторые реальные предметы. Боль­шой ошибкой воспитателя будет то, если он введет в игру много реальных предметов. Опыт показывает, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. Число реальных предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, шпателем, бутылочками (пустыми) с надписями, баночками (от мази).

Для первой игры воспитатель вместе с детьми оборуду­ет кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожи­дать своей очереди. В кабинете к приему врачом должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике — термометры, в коробочке — шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных лис­тков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, миксту­ра, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь.

Во время первой игры роль врача берет на себя воспи­татель. Он показывает детям не только игровые при­емы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрез­вычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с па­циентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направля­ет многие игровые действия.

На следующий день воспитатель уже может поручить роль врача и сестры детям группы, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он ста­рается помочь своей беседой войти в роль еще неопыт­ному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами. В дальнейшем педагог должен строго следить за тем, чтобы дети меня­лись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку.

При последующем проведении игры, она должна быть изменена внесением готовых игрушек или добавлением реальных предметов, что в свою очередь оживит игру детей, вызовет новые действия, усилит желание играть. В дальнейшем развитие игры должно идти по линии специализации врача: так, например, руку и горло ле­чит уже не один и тот же врач, а два разных специалис­та. Педагог может познакомить ребят с различными спе­циальностями врачей: окулист, терапевт, хирург и т. д.

Через некоторое время для развития игры с детьми мож­но рассмотреть ряд забавных рисунков, изображающих детей, лечащих различных зверюшек. С этой же целью можно показать и объяснить детям иллюстрации к «Айбо­литу» К. И. Чуковского или мультфильм по этой сказ­ке. Затем можно связать две игры «Доктор» и «Зоопарк».

 

 

Игра «Парикмахерская»

Цель. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Игровой материал. Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вме­сто зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простын­ка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор спе­циальных игрушек «Детский парикмахер».

Подготовка к игре. Экскурсия в парикмахерскую. Бе­седа с работниками парикмахерской. Чтение произве­дений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Парикмахер (мастер), клиенты, кас­сир, уборщица.

Ход игры. Предварительную работу по развитию сюжетно-ролевой игры воспитатель может начать с экскур­сии в парикмахерскую. Заранее ему нужно договорить­ся с родителями и заручиться разрешением двух-трех из них подстричь их детей. Затем педагог обращает внима­ние детей на то, что Сережа, Аня, Оля аккуратно, кра­сиво подстрижены и причесаны, следует сказать им, что у Леры и Саши выросли длинные волосы, они некраси­во, неаккуратно торчат, поэтому им надо пойти в парикмахерскую и подстричься. После этого педагог сообщает детям, что сейчас они пойдут в парикмахер­скую, там Л ере и Саше будут стричь волосы, а все ребя­та посмотрят, как парикмахер будет это делать.

Подойдя к парикмахерской, педагог должен обратить внимание детей на вывеску. В парикмахерской нужно показать ребятам инструменты, которыми работают мастера, познакомить детей с их названиями, назначе­нием, способом действия с ними. Чтобы дети могли понаблюдать за работой парикмахера, педагог просит подстричь нескольких детей, которые таким образом вступают с мастером в контакт, участвуют в его деятель­ности в качестве клиентов. При этом воспитателю сле­дует обратить внимание детей на те отношения, в кото­рые вступают мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Ребята наблюдают, как их товарищей стригут, как они благодарят мастера, как сами платят в кассу, отда­ют чек мастеру и т. д. По ходу дела педагог объясняет детям все, что они видят; подчеркивает вежливость мас­тера, его желание как можно лучше обслужить клиента, сделать его красивым, аккуратным; обращает внимание детей на его отношения с другими работниками парик­махерской.

В группе педагог систематизирует полученные зна­ния и впечатления посредством беседы и показа иллю­стративного материала, изображающего парикмахерскую и работу парикмахера. При этом воспитатель должен ставить детям вопросы так, чтобы они, отвечая на них, могли привлечь и собственный опыт, приобретенный во время экскурсии.

Также воспитатель совместно с детьми и родителями может изготовить альбом «Модели причесок», исполь­зуя рисунки детей, вырезки из журналов и т. Д.

После этого педагог совместно с детьми может изго­товить предметы, необходимые для игры в «парикмахер­скую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, фла­коны, пульверизатор, зеркало. Зеркало можно с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеить одним концом ленточку, а другой ее конец приклеить к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеко­лона. Ножницы, машинку и бритву делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скреп­ленных ниткой, благодаря чему эти части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, педагог должен обыграть их, показать детям способы игрового исполь­зования каждой. В процессе изготовления и обыгрыва­ния поделок ребята усваивают их названия.

Обучая детей данной игре, целесообразно придержи­ваться такой последовательности при введении игровых предметов: 1) самоделки; 2) предметы-заменители (раз­ные детали из строительного набора в условной роли: бру­сок — в качестве расчески, цилиндры — в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, — вме­сто зеркала, призма — в качестве машинки, узкий бру­сок — вместо бритвы); 3) некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа); 4) набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Сперва целесообразнее всего вводить в игру самодель­ные предметы: во-первых, ребята при изготовлении этих поделок знакомились и со способом их употребления; во-вторых, если дети научатся играть, используя само­дельные предметы, для них уже не трудно будет развер­нуть игру с готовыми игрушками. В-третьих, яркие и занятные готовые игрушки с радостью будут приняты детьми после самодельных и условных, тогда как само­дельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры. В-четвертых, готовые игрушки, вве­денные в начале обучения игровой теме, могут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых действий.

Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных пред­метов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педа­гог может давать всегда, когда бы дети ни играли в «па­рикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, — избирательно.

При первом проведении игры роль парикмахера педа­гог берет на себя. Он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры.

Если ребенок не знает, как вести себя во время игры, воспитатель спрашивает у него: «Вам подстричь волосы?», «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать оде­колоном?» и др. После этого просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д.

Уже на следующий день роль парикмахера педагог может поручить кому-нибудь из детей, а воспитатель, став клиентом, опять руководит игрой.

Со временем должно происходить видоизменение игры за счет замены игровых предметов, которыми дети опе­рируют. Потом надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может подчиняться какой-то определенной цели, напри­мер дети подстриглись, чтобы идти в цирк, на празд­ник или в гости, и т. д.

 

Игра «Зоопарк»

Цель. Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование уме­ния творчески развивать сюжет игры. Воспитание доб­рого отношения к животным.

Игровой материал. Самоделки, предметы-замените­ли, игрушки животных, набор «Зоопарк», куклы, про­волока для изготовления клеток, природный материал и др.

Подготовка к игре. Экскурсия в зоопарк. Беседа с работниками зоопарка. Чтение стихотворений С. Я. Мар­шака «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», В. Мая­ковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изго­товление альбома «Зоопарк». Просмотр мультфильмов и фильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рас­сматривание иллюстративного материала по теме. Изго­товление атрибутов для игры.

Игровые роли. Воспитатель, кассир, контролер, убор­щица, ветеринар и др.

Ход игры. Подготовку детей к этой игре педагог дол­жен начать с рассматривания ярких, цветных картинок, открыток с изображениями различных животных. Это необходимо для того, чтобы вызвать у детей интерес к животным.

С этой же целью взрослый может дать детям книги с иллюстрациями, на которых изображены звери. Рассмат­ривая рисунки, обязательно нужно обращать внимание детей на внешний вид животных, рассказывать о них то, чего дети раньше не знали, задавать им вопросы по содержанию изображенного, отвечать на их вопросы.

Готовить детей к экскурсии воспитателю надо именно при помощи картинок, а не игрушек, потому что на картинке животные обычно изображены либо в естествен­ных условиях обитания, либо в зоопарке, либо на служ­бе у человека. Ребенок видит, какую пользу животное приносит человеку, как человек заботится о нем. Из картинок дети узнают не только о внешнем виде живот­ного, но и о его повадках и особенностях.

После этого педагог может организовать экскурсию в зоопарк. Во время экскурсии педагогу ни в коем случае нельзя показывать детям всех его обитателей, нужно по­казать лишь самых интересных. Взрослому следует обра­тить внимание на внешний вид животных, показать, чем они питаются, их характерные повадки, например: как плавает белый медведь, как обсыпает себя песком или обливается слон, как ест жираф, и т. д. Во время экскурсии нужно объяснить детям, что люди заботятся о животных, ухаживают за ними, никогда их не бьют, с добротой к ним относятся, кормят их и поят, убирают клетки, моют животных, что животных лечит специаль­ный доктор, когда они болеют, и т. д.

Воспитатель может дать детям возможность самим ку­пить билеты в кассе, отдать их контролеру, приобрести билеты для катания на осликах или пони и т. д. Для активизации внимания нужно задавать детям вопросы, заставляющие думать, сопоставлять, сравнивать («А как ты думаешь, кто больше: бегемот или лев?» и т. д.); по­ощрять их вопросы о животных, о том, что они видят в зоопарке.

После экскурсии воспитатель в группе проводит бе­седу о поездке в зоопарк, он может рассмотреть рисун­ки вместе с детьми, задать им вопросы, ответы на ко­торые требуют сопоставления, припоминания того, что они видели. Педагог может прочитать стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воро­бей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица» и рассмотреть иллюстрации к ним.

Также для систематизации полученных впечатлений полезно показать детям фильм о зоопарке и о живот­ных.

После этого педагог может дать детям игрушки, изображающие животных, которых они видели в зоопарке. Каждую игрушку обязательно нужно рассмотреть с деть­ми, сопоставить ее по памяти с живым объектом, най­ти картинки с изображением этого животного, вспом­нить все, что дети о нем знают. При знакомстве детей с игрушкой педагог должен показать, как ее можно ис­пользовать в игре, научить производить с ней разные действия, например: «Обезьяна хочет пить. Света, прив­неси в миске воды и дай обезьяне попить» или «Звери хотят есть. Сережа, дай зайке морковку (из пластилина). Оля, дай белочке орехов» и т. д. Таким образом, ребя­та знакомятся с игровыми возможностями каждой иг­рушки.

На занятиях изобразительной деятельностью воспита­тель может предложить детям нарисовать то, что им за­помнилось из увиденного на экскурсии, вылепить из пла­стилина какое-нибудь животное, которое они видели в зоопарке, раскрасить рисунки, изображающие животных, в книжке-раскраске, изготовить самодельные игрушки для игры в «зоопарк».

При изготовлении самодельных игрушек надо закреп­лять у детей правильные представления об относитель­ной величине животных.

Также воспитатель вместе с детьми и родителями мо­жет изготовить альбом «Зоопарк».

Следующим этапом при подготовке к игре будет уст­ройство зоопарка. Педагог готовит табличку с написан­ным крупными буквами словом «Зоопарк». Ребята на стол выставляют фигурки животных, которые сами сде­лали, называют каждое из них. Воспитатель объясняет, что животные не могут жить вместе: лиса съест зайца, лев съест оленя, и предлагает построить клетки, поса­дить в них зверей и устроить зоопарк. Вместе с детьми педагог начинает строить клетки, а потом лишь руково­дит строительством: он советует, например, клетку для тигра сделать большой, а для зайцев маленькой, для белого медведя устроить бассейн, как расположить клет­ки, где сделать дорожку, чтобы к клеткам могли подой­ти дети. Когда все клетки будут готовы, педагог совету­ет детям обнести всю территорию забором, сделать во­рота, место для кассы. На воротах нужно прикрепить табличку со словом «Зоопарк», а в клетках разместить животных.

После этого воспитатель предлагает детям собираться на экскурсию в зоопарк. В первый раз во время прове­дения игры педагог берет на себя главную роль воспита­теля. Ребята строятся, прощаются с остающимися (с няней, с другим воспитателем) и выходят из групповой комнаты. Пройдя по коридору, они возвращаются опять в группу, где у противоположной зоопарку стены стоят выстроенные в ряд стульчики — автобус. Одного из детей воспитатель делает кондуктором, дети покупают би­леты и едут в зоопарк. По дороге взрослый может рас­сказывать им о том, что они проезжают. Услышав остановку «Зоопарк», ребята выходят из автобуса, покупа­ют входные билеты в зоопарк и, предъявив их контроле­ру, входят на территорию. Педагог подводит их к каж­дой клетке, рассказывает им о ее обитателе, дети рас­сматривают его, задают воспитателю вопросы и перехо­дят к следующей клетке, пока не осмотрят всю террито­рию зоопарка. Потом взрослый может предложить де­тям поиграть в какую-нибудь подвижную игру: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Белые медведи» и др.

На следующий день воспитатель продолжает игру, он говорит детям, что они должны ухаживать за животны­ми, что животные голодны, надо их накормить, напо­ить, подмести и убрать в клетках. По ходу того, как дети выполняют игровые действия, воспитатель вносит в них коррективы, направляет их, сообщает детям но­вые знания. Когда дети начинают кормить животных, он рассказывает им, кто, чем питается. Например, надо сказать детям, что тигра кормят мясом, а зайца — капу­стой и морковью и т. д.

Через некоторое время воспитатель для видоизмене­ния игры может предложить детям наряду с самодельны­ми использовать готовые игрушки, изображающие жи­вотных (пластмассовые, резиновые, деревянные, матер­чатые), или играть с фигурками животных, вылеплен­ными из пластилина, и т. д. Также педагог может посо­ветовать открыть на территории зоопарка кафе или киоск, где продаются вода, конфеты, печенье, булочки.

При последующем проведении игры воспитатель пред­лагает детям, взяв на себя роли кассира, контролера, воспитателя, провести экскурсию с куклами — привезти их на каком-нибудь транспорте в зоопарк, купить им билеты, показать им всех животных и рассказать о каж­дом из них, купить им конфеты, напоить их, если они захотят пить, а по окончании экскурсии отвезти их в детский сад.

Впоследствии можно объединить игру в «зоопарк» с другими играми: в «семью», в «детский сад» и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×