Оригами как прием обучения геометрии

Автор: Канайкина Наталия Васильевна

Канайкина Н.В.

учитель математики 1 категории 

МБОУ «Химико-технологический лицей № 3

«Потомки Менделеева»»

г. Менделеевск

Оригами как прием обучения геометрии

 

Если просто учить чему-нибудь человека, 

он никогда ничему не научится.

 Единственный путь, ведущий к знанию, — 

это деятельность. 

Б.Шоу    

Современная школа ставит перед собой цель формирования у учащихся компетенций, позволяющих им адаптироваться к изменчивому окружающему миру. Для достижения этой цели большую роль играет геометрия. Она, как учебный предмет, является важным фактором в развитии логического мышления и пространственного воображения личности. Изучение геометрии способствует формированию у школьника умения логически мыслить, доказательно обосновывать истинность утверждений в любой сфере деятельности. 

 Но у школьников очень часто при изучении геометрии возникают различные трудности. Например, при решении задач, при построении чертежей учащиеся плохо усваивают понятия геометрических фигур и их свойства.

Причина возникновения затруднений – достаточно слабое развитие пространственного воображения.          Одним из механизмов развития геометрического мышления может стать совместное изучение геометрии и оригами.

В деятельности по усвоению геометрии важное место должно отводиться созданию моделей, соответствующих геометрическим объектам. Работая с этими моделями, школьники могут освоить понятия, которые не отражены в словесных определениях. Чтобы построить теоретическое представление об объекте ученик должен самостоятельно изготовить предмет, и тогда данный объект может служить моделью — как особый вид учебно–познавательной и развивающей деятельности.

В процессе применения методов оригами учащиеся оперируют геометрическими объектами (треугольник, прямоугольник, четырехугольник, квадрат, ромб), непроизвольно усваивают геометрические понятия (сторона угла, вершина угла, диагональ, центр фигуры), изучают свойства фигур и учатся основам техники оригами. Учатся строить правильные, полуправильные и неправильные многогранники, их сечения, находят площадей боковых поверхностей и объемов геометрических тел без использования циркуля и линейки. Технику оригами используют при доказательстве геометрических утверждений.

В процессе работы с бумагой задействованы одновременно обе руки, в результате происходит активизация левого и правого полушария мозга. Занятия оригами повышают уровень внимательности, восприятия, растет скорость, гибкость и оригинальность критического мышления.

Техника оригами актуальна для тех учащихся, у которых есть различные коммуникативные проблемы, кто застенчив или слишком агрессивен. Приобретая навыки работы с бумагой, дети развивают такие качества как терпение, трудолюбие, целеустремленность и помогают совершать самостоятельные открытия.

Использование элементов оригами на уроках геометрии поможет учащимся лучше усвоить материал урока. У них появится интерес к предмету. Оригами дает наглядное представление. Даже самый слабый ученик сам сможет дойти до доказательства определенного утверждения. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко решать геометрические задачи, играя, осваивать сложные математические понятия.

 

Список литературы и источников

1. Пойа, Д. Математическое открытие [Текст] / Д. Пойа. – М.: Наука, 1976.

2. Афонькин, С. Ю., Капитонова, И. В. Оригами и геометрия – Чебоксары: ЧГУ, 1993. – 28 с.

3. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2004. – 272 с., ил.

4. Белим, С. Н. Задачи по геометрии, решаемые методами складывания (оригами). – М.: Аким, 1997. – 64 с.Уроки оригами в школе и дома: учебное пособие.

5. Оригами помогает геометрии. под ред. Н. И. Чиканцевой. – М.: МГПУ, 1995. – 30 с.

 

×
×