ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автор: Поспелова Анна Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 60 Красноармейского района Волгограда»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ   НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Выполнил: Поспелова А. А., учитель

русского языка  и литературы

Волгоград 2023 

                                                      Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I.

1.1            Урок – игра «Путешествие в страну «Глаголию» 5 класс………….……4

1.2            Особенности  подготовки урока – игры…………………………………….9

1.3            Система дидактических игр, используемых на уроках русского языка       в 5 классе…………………………………………………………………………..10

1.4            Алгоритм построения уроков по игровой технологии …………….…..…11

Глава II.

 Теоретическое обоснование темы………………………….………………….12

2.1Теория   и история ведущего вопроса темы………………………………13

2.2 Психолого-педагогические основы и подходы к проблеме…………….13

2.3 Игра как вид деятельности на уроках русского языка………………….14

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27

Приложение       1……………………………………………………………….28

Приложение       2……………………………………………………………….31

Приложение       2……………………………………………………………….34

Введение

Областью моей методической разработки  является: использование в процессе обучения русского языка игровой технологии.

В настоящее время все большее количество учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этой необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности.

Проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Реализация  задач не так высока в проведении традиционных уроков, как в проведении нетрадиционных, где дети усваивают материал в форме игры. Ребята ждут этих уроков. Каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются.  Поэтому необходимы новые  методические пособия по данной проблеме, которые бы учитывали веяние сегодняшнего времени.

Но на практике мы можем наблюдать следующие противоречия:

— редко используются нетрадиционные формы закрепления материала на уроках русского языка и литературы  учителями;

— несоблюдение методики проведения нетрадиционных форм, способствующих закреплению знаний.

Данные противоречия помогли сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности применения игровых технологий  на уроках русского языка и литературы в пятых классах?»

Решение данной проблемы является целью моей  методразработки.

УРОК  —   ИГРА 

ТЕМА:  ПУТЕШЕСТВИЕ  В  СТРАНУ   «ГЛАГОЛИЮ» (5 класс).

ЦЕЛИ  УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Знать теоретический материал по разделу  «Глагол».

2.Грамотно писать,  применяя  изученные правила.

3.Производить правку текста, предупреждать ошибки.

       1.РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Определять цель деятельности на уроке с помощью  учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

         2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя.

2.Находить ответы на вопросы в тексте.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

          3.КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1.Выразительно читать и понимать текст.

2.Аргументировать свой ответ.

3.Оформлять свои мысли в письменной  форме.

4.Уметь работать в паре,  группе;  выполнять различные  роли (лидера, исполнителя).

ЛИЧНОСТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Осознавать роль глаголов в языке.

2.Выражать свои эмоции.

3.Сопереживать за результаты деятельности своих одноклассников.

ХОД        УРОКА:

l. — Здравствуйте, ребята!

  Интересная часть речи               

  В русском языке живет.                         

 Кто  что делает расскажет:                    

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит — 

Все расскажет нам ГЛАГОЛ.

— Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы

отправимся в путешествие по стране Глаголия!

ll. Итак, мы отправляемся. С нами путешествуют наши друзья Речевичок и Слушок.(красочно нарисованы 2 героя и прикреплены к классной доске).

— Вместе с ними мы вспомним все о глаголе и узнаем много нового и интересного.

 СТАНЦИЯ    ГЛАГОЛ (чуть позже звучит песня)

Мы находимся на станции «Глагол», но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Сейчас прозвучит песня композитора Шаинского и поэта Пляцковского «Чему учат в школе». Ваша задача услышать и записать эти глаголы. (Учащиеся самостоятельно записывают слова в тетрадь, но они предварительно уже записаны учителем на доске (писать, вычитать, умножать, прибавить, читать, любить, находить, рисовать, не путать, дружить, дорожить, не обижать)

— Почему вы выписали именно эти слова?

Итак, какую часть речи мы называем глаголом?

Контролеры довольны вашими ответами, и мы отправляемся в путь. Интересно, к какой станции мы приближаемся сейчас?

СТАНЦИЯ   ЗНАТОКИ

 О чем же спорят Речевичок и Слушок? Ребята, они не могут разобраться, как пишутся эти слова. Посмотрите и назовите, сколько слов спряталось в этих схемах?

                 БРА + ТЦА + ТЬСЯ

                 МОЛОДИ + ЦА + ТСЯ + ТЬСЯ

Слушок говорит, что слова как слышатся, так и пишутся, а Речевичок доказывает ему, что это не так, нужно знать правила и быть очень и очень внимательным.

— Подскажите, кто прав? (ответы учащихся).

— А сейчас запишем слова  и обозначим части речи. (Молодица – сущ., молодится – гл., молодиться – гл., братца – сущ.. Р.п., браться – гл.).

Вот это предложение еще раз поможет разобраться в данной ситуации.

 Два братца не хотят за дело браться.

 Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части речи, поэтому пишутся по — разному.

— А от чего зависит написание — ТСЯ и –ТЬСЯ.

— Ребята, но контролеры нам дадут зеленый свет после того, как убедятся, что вы умеете отличать сущ. На – ЦА от гл. на – ТСЯ и – ТЬСЯ.

— Поиграем в игру «День – ночь» (  «день» – гл., «ночь» — сущ.) Правдой мир держиТСЯ. Честный правды не боиТСЯ. Хороша чистая студеная водиЦА. Хорошо трудиТЬСЯ – хлеб уродиТСЯ. Теперь я учениЦА, чернилами пишу. А за нею каракатиЦА, так и пятиТСЯ, так и пятиТСЯ.

— Вот мы и побывали еще на одной станции.

СТАНЦИЯ       Е – 1,  И —  2

Наше путешествие продолжается, и самое время пообедать, но я снова слышу голоса наших друзей. О чем же они опять спорят? А вот о чем! Они не могут договориться: какую букву Е или И вставить в этом предложении.

 Мы ед…м и ед…м.

— Поможем разрешить их спор? Ваши предложения? (ответы учащихся)

— Ребята, вот перед вами отрывок стихотворения Н. Некрасова. Ваша задача: выписать и объяснить правописание гласных в окончании глаголов, выделить окончания и указать спряжение этих слов.

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес

 Ель, надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес.

 Проверка ГонИт – гнать (искл., 2 спр.); стонЕт – стонать (1 спр.); шепчЕт – шептать(1 спр).

А теперь мы должны доказать контролерам этой станции, что мы знаем правописание личных окончаний глаголов. Поиграем в игру «Эстафета»( от ученика к ученику по вариантам передается карточка, победитель тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание)

1 вар. Дыш…т, дума…т, слыш…т, ед…т, руб…т; 2 вар. Тащ…т, пиш…т, кол…т, терп…т, корм…т.

Мы побывали на станции правописания личных окончаний глаголов

 СТАНЦИЯ     НЕ

— Путешествие продолжается. Угадайте, к какой станции мы приближаемся?( текст на карточке у каждого ученика).

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок НЕ

 дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

 драться за обедом!

На уроках больше НЕ

 говорить с соседом!

 Я согласен даже НЕ

 рисовать на карте!

Я согласен даже НЕ

 танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

 выучу урок.

(беседа с учащимися о правописании НЕ с глаголами)

Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.

 Словарная работа.

  ПЕРРОН (фр.) – площадка у железнодорожных путей для посадки и высадки пассажиров.

На перроне мы поиграем (физминутка). Игра «Рубим дрова», но рубить будем по – особенному. Вы занимаете исходную позицию (руки соединить вместе и  поднять над головой). И если только глагол, названный мной, пишется с НЕ раздельно, вы рубите дрова, а если слитно – вы этого не делаете.

НЕ уехал, Ненавидеть, НЕ мог, НЕ здоровается НЕ уходит, Невзлюбить.

А теперь посмотрите в тетрадь (карточка) и найдите слово на это правило. Подчеркните орфограмму.

Станция  Я – ЕМ, ВСЕ – КУШАЮТ.

— Пора в путь, отправляемся к новой станции. Нам  сейчас могут предложить ПОЕСТЬ, а мы уже ПООБЕДАЛИ. Что мы ответим? Я уже покушал(а) или уже поел(а).

— А по нормам литературного языка правильно нужно говорить так. При подлежащем Я нужно использовать формы глагола: ЕМ, ПОЕМ, ЕЛ, БУДУ ЕСТЬ. А с местоимением ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ – КУШАТЬ И ПОКУШАТЬ.

— Вот на какой интересной станции побывали мы. Теперь будем следить за речью и говорить правильно.

 СТАНЦИЯ    КОРРЕКТОР.

— Наше путешествие заканчивается, но прежде мы должны побывать еще на одной станции, и именно на ней подвести итог нашего путешествия. А станция называется КОРРЕКТОР, а вы юные корректоры .Лексическая работа со словарем

КОРРЕКТОР(лат.). Работник типографии или издательства, занимающийся исправлением ошибок в оттиске типографского набора

— Сейчас вы будете работать в группах. Этот текст пытался корректировать Слушок, но он мог допустить ошибки. Проверьте! Найдите их,  исправьте карандашом

ТЕКСТ  для работы в группах . (Имеется на парте у каждого ученика).

 Глазастые охотники.

Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза  огромные,  круглые и гладкие, как бАка глобуса. Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.

   Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.

Стрикозы – прожорливые хищники, охотятяться с мая до осени.

 Исправленный текст. Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете в глаза и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир.

Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.

Стрекозы – прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.

— На следующем уроке вы узнаете результаты.

СТАНЦИЯ   МОЙ  ДРУГ   ГЛАГОЛИК.

Ребята ! Это последняя станция нашего путешествия. Напишите сочинение – миниатюру  на тему: «Мой друг Глаголик».

lll. — Итак, путешествие закончилось!  Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать, дома нарисуйте страну Глаголию со всеми станциями, на которых вы побывали. И по желанию расскажите о новой станции, на перроне которой хотелось бы вам выйти.

Дети получают за участие в игре красивые открытки.

— Вы все молодцы! Спасибо за урок!

ОСОБЕННОСТИ    ПОДГОТОВКИ   УРОКА – ИГРЫ

     «ПУТЕШЕСТВИЕ  В  СТРАНУ  « ГЛАГОЛИЮ»

1.В  классе  были  сформированы  две  команды. Отдельные задания требовали  работы в парах.

2.В игре принимала участие контролеры, Речевичок и Слушок.

3.Для каждого этапа игра было продумано задание: подготовлены карточки, тексты, стихотворения, песня  В.Шаинского «Чему учат в школе»; дети придумали название командам и речевки.  Подготовлены плакаты с названиями станций,  детские рисунки.

Станция Глагол

Определить глагол как часть речи и выписать глаголы из песни.

Вид контроля: самопроверка.

Станция  Знатоки

 Игра «День – ночь».  Закрепить правописание глаголов, повторить орфограммы.

Вид контроля: взаимопроверка

.

Станция Е – 1, И – 2.

Игра «Эстафета».  От ученика к ученику передается карточка по вариантам. Победитель тот, кто быстро и без ошибок выполнит задание. Обобщить знания по правописанию личных  окончаний глаголов.

Вид контроля: взаимопроверка (контролеры).

Станция  Не

Закрепление правописания  Не с глаголами.

Словарная работа.

Вид контроля: карточка.

Станция  Корректор

Игра «Глазастые охотники» . Групповая работа по исправлению текста.

Вид контроля: ключ.

Станция Мой друг Глаголик.

Творческая работа.  Сочинение – миниатюра «Мой друг Глаголик».

СИСТЕМА   ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР,    ИСПОЛЬЗУЕМЫХ    НА   УРОКАХ

РУССКОГО   ЯЗЫКА   В    5    КЛАССЕ

РазделТема урокаТип урокаДидактическая игра
1.Общие сведения о языкеЯзык и  человекУрок усвоения новых знанийКонкурс афиш
2.Фонетика. ГрафикаФонетический разбор словаУрок закрепления изученногоКроссворд
3.Морфология. ОрфографияИмя существительноеПромежуточный контрольИгра «Знатоки»
4.Морфология. ОрфографияГлаголУрок повторительно-обобщающийПутешествие в страну Глаголию
5.Лексика. ФразеологияФразеологизмыУрок закрепления изученногоЛингвистическая эстафета
6.Синтаксис. ПунктуацияСинтаксис. ПунктуацияУрок повторительно-обобщающийВикторина

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ ПО ИГРОВОЙ      ТЕХНОЛОГИИ

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

          4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого

дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками,

 корректируются критерии оценок, высказываются мнения участниками.

                           МОДИФИКАЦИИ   ИГР

. В учебном процессе применяются  различные модификации  игры:   имитационные, операционные,  ролевые,  деловой театр..

Схематично игровую технологию   можно представить следующим образом:

Этап подготовки

Разработка

игры

-разработка сценария;

-план деловой игры;

-общее описание игры;

-содержание инструктажа;

-подготовка материального обеспечения

Ввод в

игру

-постановка проблемы, целей;

-условия, инструктаж;

-регламент, правила;

-распределение ролей;

-формирование групп;

-консультации

Глава I

Теоретическое обоснование темы

1.1 Теория и история ведущего вопроса темы

Русский язык – золотой сплав величайших ценностей истории и культуры. Он необычайно богат по своей лексико-фразеологической структуре, словарному составу, фонетическому и грамматическому строю, многообразию форм, стилей и оттенков как литературной, так и живой разговорной речи. В ходе исторического развития словарный состав русского языка пополняется за счет других языков. Но это не только не ослабило, а наоборот, обогатило и усилило его, ибо, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд, русский язык продолжал продвигаться вперед и совершенствоваться.

 В настоящее время уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Но, тем не менее, ни в одной методической литературе не говорится об интересах к урокам русского языка, а также о нестандартных формах их проведения.

1.2 Психолого-педагогические основы и подходы к проблеме и ее решению

Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются нестандартные уроки, с использованием игровых технологий.

По мнению авторов методики (Андрющенко Л.Л., Карабекова Н.В., 1995) нестандартные уроки – организация своеобразной комплементарной деятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный характер.

Но все же большинство ученых – методистов (А.А. Бодалева, В.В. Столина), ученых-психологов (Н.Г. Гайдер, Ю.В. Франк) считают, что проведение уроков в нетрадиционной форме благополучно воздействуют на детей, на их психику, на эмоциональное состояние.

1.3 Игра как вид деятельности на уроке русского языка и литературы

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках  русского языка и литературы. Я обратилась к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).

3.Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы», «слова по схеме»).

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры: учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Для преодоления унылой традиции на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные» можно проводить игры «эхо», «найди пару». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем примеры подобных игр.

Игра «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения.

3 — 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

Игра «Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов.

                                           Типы уроков-игр

На уроке русского языка могут быть проведены:

Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками в курсе риторики.

1.4. Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Очень часто инициатива преподавателя в проведении игр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: на уроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждый выкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.

Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что, прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок.

Надо,  чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Количество больших игр, которые можно будет провести в учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность (то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можно проводить 3 — 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру по типу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубину знаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье, умение работать с источниками. Тогда необходимо объявить ориентировочный этап.

Ориентировочный этап

На этом этапе в школе вывешивается объявление, что  будет проведена большая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из области русского языка». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует, пожалуй, самый важный этап, так как часто подготовка к игре может стать интереснее самой игры.

Подготовка к проведению игры

Учитель объявляет конкурс вопросов. Все по правилам: грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколько параллелей, то один класс, готовит вопросы для остальных и т.д. В этой подготовительной работе не участвует только будущая команда (если команда разновозрастная, то в это время она формируется – проходят отборочные игры по параллелям). На подготовительный этап (принятие вопросов, анализ их корректности, особый способ их изложения, подбор иллюстративного материала, какие-то вопросы отсечь) уходит примерно неделя.

Проведение игры предполагает несколько вариантов, из которых организаторам предстоит выбирать наиболее подходящий.

Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионной игры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я – команда, 2-я – зрители, 3-я – авторы выбранных ответов.

Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько, главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конверт вскрывают и читают вопрос (проецируются на доске). Минута пошла. Как только за одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему (письменно). Минута истекла – принимается ответ у главной команды. Если ответ верен, команда остается за столом, если нет – уступает место той команде, которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, то каждая получает свой балл. Организация игры может варьироваться по вашему желанию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.

Обсуждение игры: можно провести как в устной форме, так и в письменной.

                                                    Глава II

  Работа с деформированным текстом «Воробей».

″Воробей″

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева нахохлившегося ___________ . ___________ был маленький, голодный и совсем замерзший. __________ сжался в комочек, распушил перышки и пытался согреться. Мне стало жалко __________ . Я открыл окно и впустил __________ в дом. Сначала ___________ меня боялся. А затем освоился. Перед приходом родителей я выпустил своего ___________ на улицу. С тех пор мой ___________ , как я его прозвал, прилетает в гости каждый день.

Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко,Чирик, новый друг, малыш.

Следующим заданием был подготовительный диктант «Пингвины», цель которого – выявить уровень орфографической грамотности.

″Пингвины″

Завыл ветер. Все замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Вдруг бугорок зашевелился и из него выбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

Количество слов: 44 слова

2.2 Проведение формирующего эксперимента

На этом этапе исследования детям было предложено задание в виде перфокарт. Аналогично предыдущему заданию, деформированный текст ″Воробей″, учащимся необходимо было сделать верный выбор слов, подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получился связный текст. Но для этой работы уже детям не предлагались слова для справок.

                               ″Домашнее задание″

Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала __________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике и упражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и только после этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устных заданий. _____________ рассказ в учебнике ″Живое слово″ или _____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если это нужно, _____________ прочитанное.

Был также проведен диктант, который помог выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления знаний, с использованием игровых технологий на уроках русского языка. Диктант был проведен в форме инсценировки, с использованием сказочных героев.

″Старые знакомые″

Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песни. Удав, слоненок, попугай слушали и смеялись. Слоненок задавал всем умные вопросы. Иногда слоненок и мартышка брали удава и крутили его как скакалку. Попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

Количество слов: 48 слов.

На этом этапе был проведен урок-игра «В мире слов», на котором предлагались следующие задания:

1.                Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека, л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин

Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1. Делу время3) лучше ста слов
2. Волков бояться5) что дерево без корней
3. Добрый пример1) потехе час
4.Добрые дела7) а лень только берет
5. Человек без друзей4) человека красят
6. Человеку по работе6) воздается честь
7. Труд всегда дает2) в лес не ходить

2.                Станция «Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок-ком-мак и т.д.)

3.                Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)

Во время практики мы проводили несколько уроков нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка. Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей.

Во внеурочное время было проведено внеклассное занятие ″Конкурс грамотеев″, цель которого предусматривала воспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русского языка. (см. Приложение)

2.3 Подведение итогов, анализ полученных результатов

Об эффективности разработанной системы говорят следующие результатыВ анкетировании принимало участие 25 учащихся 5 ″А″ класса. Результаты следующие: (14 учащимся нравятся уроки, 11 учащимся не нравятся уроки). В процентном соотношении (%):

Разрабатывая  уроки нетрадиционной формы, я заметила, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету. Предложив детям повторное анкетирование, мы получили следующие результаты:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная  работа помогла выявить уровень сформированности орфографической зоркости, обогащение словарного запаса, активизацию внимания школьников, проверить эффективность разработанной системы по применению игровой технологии в процессе обучения .

 В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными.

 Серьезный и  большой по объему материал можно давать  в игровой, увлекательной, доступной для детей форме.

Использование в  процессе обучения   русскому языку и литературе  игровой технологии весьма  эффективно. Такие уроки можно проводить на разных этапах изучения материала.

В  школе можно использовать следующие уроков: уроки в форме соревнований и игр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии, уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.

На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует.

   Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на  формировании у учащихся устойчивого интереса к изучению  предмета.

                             Список литературы.

1.     Баев П.М. /Играем на уроках русского языка, М., 1989

2.   Бардин К.В..: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение”, 1987.

3.    3.Троицкая Н.Б.  / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.

Приложение 1

Фрагмент  урока  

Тема: «Обобщение знаний о Ъ и Ь знаках».

.

Ход урока:

У нас необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток. Ученики соседнего класса предложили провести урок, который у них прошел, и ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую? Вот девиз, который они предложили.

Друзья, ученье нас объединяет!

Кто же тему отгадает?

Ребята, что вы знаете про Ъ знак?

Что вы знаете про Ь знак?

Посмотрите, что-то случилось со словами. Какие знаки пропущены? Мальчики должны вписать в слова Ъ знак, а девочки Ь знак.

Об…единение В…юн Под…езд

Обез…яна В…езд Под…ем

Об…явление В…ет Пол…ет

Об…яснение В…юга Под…ехал

Об…ехать Вороб…и Полын…я

Сегодня мы отправимся по карте в путешествие вместе с нашими героями.

— Не чересчур ли ты добряк? – так знаку мягкому промолвил твердый знак.

— Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься!

— Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – знак мягкий твердому на это отвечал.

— Ты тверд и груб как суковатый дуб. Давным-давно пора. Как букву ять, тебя из азбуки изъять!

— Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, — услышав этот спор, сказала буква А.

— Вы оба хороши, достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.

Остановка «Угадай»

Написать под диктовку слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Сделать Объявить Отдать

Съесть Подплыть Объехать

Съехать Отъехать Разбудить

Остановка «Смекалка»

Написать на память за 3 минуты как можно больше слов с Ъ и Ь знаками. Пишут все ученики одного ряда, а потом выявляем, кто написал больше слов.

Остановка «Скороговорка»

Найти слова с разделительным Ь знаком.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Один ученик стихотворение списал и допустил ошибки. Исправьте их и подчеркните Ъ и Ъ знаки.

Грустит обезьяна за прутьями клетки.

Пустите ее покачаться на ветке.

Волк ужасно разъярен;

Сесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для седеня неудобен:

Сежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

Ребята, вы выполнили всё задания, предложенные классом. Мне кажется, что каждый достоин звание «Знаток темы». Напомните, какой? А что они разделяют? А есть у них что – нибудь общее?

Замечательно. Всем ребятам надо знать, где Ъ знак, а где Ь знак писать.

Приложение 2

Внеклассное занятие «Конкурс грамотеев»

1.                Сколько букв в русском алфавите?

а) 33           в) 30

б) 34                    г) 32

2. Какого падежа нет?

а) родительного           в) творительного

б) звательного              г) винительного

3. Какая из этих букв состоит из одного звука?

а) е                       в) ё

б) ю            г) у

4. Сколько в году месяцев, оканчивающихся на Ь знак?

а) 9                      в) 8

б) 3                      г) 7

5. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

а) приставка                 в) подставка

б) выставка                   г) заставка

6. Какое из этих слов – название главного члена предложения?

а) корень                      в) основа

б) подлежащее              г) прилагательное

7. Разделительный Ь знак пишется:

а) между двумя согласными          в) между согласной и гласной

б) в начале слова                            г) в конце слова

8. Сколько гласных звуков в русском языке?

а) 10           в) 8

б) 6                      г) 5

9. Какое из этих слов – название части речи?

а) суффикс                    в) глагол

б) сказуемое                 г) окончание

10. Назовите седьмую букву с конца алфавита.

а) ш            в) ь

б) щ            г) ъ

11. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?

а) ?                      в) .

б) !                       г) ;

12. Расположите слова по количеству букв О начиная с наибольшего.

а) горох                        в) кот

б) водоворот                г) сковорода

Итог: Что понравилось? Кто пополнил свои знания?

(Учащиеся награждаются медалями «Самый умный» или «Знаток русского языка»)

Приложение 3

План мероприятия «Час занимательного русского языка»

Ведущий: Ребята, прежде чем мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды и дать им названия.

На двух плакатах написаны буквы, из которых надо составить название своей команде.

ОТКИЗНА (ЗНАТОКИ)

РЕМИОГТА (ГРАМОТЕИ) 

Ведущий: А сейчас проведем разминку «Составь алфавит». Вы должны расположить буквы (написанные на отдельных карточках) в алфавитном порядке. Какая команда сделает это быстрее, та и получает первый балл!

(Далее команды участвуют в играх под руководством ведущего)Игра «Назови одним словом»

Задание: ученикам предлагаются словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное), Например: храбрый человек – храбрец.

Игра «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.

Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ. 

Игра «Загадка в загадке»

Задание: вставить пропущенные буквы и написать отгадки.

По Полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет парохо…

То наза…, то впере…,

А за ним такая гла…ь,

Что и зыби не видать.

(Утюг)

Через поле и лесок

Подается г…л…сок,

Он бежит по пр…в…дам —

Скажешь здесь,

А слышно там.

 (Телефон

Конкурс капитанов

Задание: отгадайте слово.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.

(Расписка)

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба.

(Завязка) 

Викторина пословиц  

Задание: закончить пословицу, объяснить смысл каждой.

Кто много читает…(тот много знает)

Не спеши языком…(торопись делом)

Не тот друг, кто медком мажет…(а тот, кто правду скажет)

Не красна изба углами…(красна пирогами)

Чем дальше в лес…(тем больше дров)

Друзья познаются (в беде)

Скороговорная пятиминутка

Задание: произнесите скороговорку на скорость

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата

И как волчата галчата молчат.

Шарады

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(Сосна – насос) 

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха – муха)

×
×