Формирование слоговой структуры слова у старших (5-6лет) дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Яковлева Валентина Викторовна

Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР

Доклад посвящён исследованию уровня сформированности слоговой структуры слова у старших (5-6лет) дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые на­чинаются с первых дней жизни ребенка.

 Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева.

А.Н. Леонтьев выделил четыре этапа становления речи:

1. Подготовительный – до одного года;

2.Преддошкольный – до трёх лет;

3. Дошкольный – до семи лет;

4. Школьный – от семи до 17 лет.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4, а иногда и к пяти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

III уровень характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Нарушение слоговой структуры слова – это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Оно сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, как только ребенок сталкивается с новой слоговой структурой слова. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе со старшими дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

         С целью выявления актуального уровня сформированности слоговой структуры слова у старших (5-6лет) дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, можно сделать вывод о необходимости проведения экспериментального исследования, с целью формирования слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Обследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения, «Средняя общеобразовательная школа №7», дошкольное отделение №2, в г. Боровичи, ул. Ботаническая, д12.

В исследовании приняли участие 2 ребёнка с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на основе обследования состояния слоговой структуры слов, представленного в книге Агранович З.Е. «Методика обследования слоговой структуры слов» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Детям 5–6 лет предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4–5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

Перед проведением методики обследования, с детьми был установлен доброжелательный, доверительный контакт. Диагностика проводилась в специально отведенном кабинете, в утреннее время.

Для проведения обследования был подготовлен наглядный материал из 5 картинок.

При диагностике  использовалась  методика Агранович З.Е.

Первое задание – повторить за логопедом следующие слова: дом, каша, снег, крыша, кошка, мостик, свисток, капуста, лекарство, простокваша. В этом задании ребёнок повторив 8-7 слов, набирает 3 балла, 6-4 слова — 2 балла, менее 3 слов – 1 балл.

Второе задание – назвать слова по картинкам. Речевой материал: пуговица, помидоры, скворечник, сковорода, аквариум (приложение А). Повторив, 5 слов ребёнок получат 3 балла, 4-3 слова — 2 балла и менее 3 слов – 1 балл.

Третье задание – повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов:

1.      Волосы стригут в парикмахерской.

2.      Милиционер регулирует движение.

3.      В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

4.      Водопроводчик чинил водопровод [1]. 

В данном задании ребёнок получает 3 балла не испытав трудностей в повторении предложений, 2 балла – имеются сложности в воспроизведении сложных слов, 1 балл – повторил с большим количеством ошибок в предложении или совсем не справился с заданием.

Четвёртое задание — послушай и ответь на вопрос.

Цель: выявление умения воспроизводить предложения со словами сложной слоговой структуры при ответах на вопросы. Ход проведения: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

–Что жарят на сковороде? (котлеты)

–Кто чинит водопровод? (водопроводчик)

–Кто проводит экскурсию? (экскурсовод)

–Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик)

–Кто подстригает волосы? (парикмахер)

–Как называют водный дом для рыб? (аквариум)

Примечание: не считается нарушением, если ребенок не представляет себе значение слова, не имеет данного слова в пассивном словаре. Результаты оцениваются по четырех бальной системе: 0 баллов – во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает; 1 балл – искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. Допускает ошибки даже после двух-трехкратного повторения; 2 балла – искажает слоговую структуру в 2-3 ответах; 3 балла – замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов; 4 балла – правильное воспроизведение слоговой структуры слов».

Пятое задание — завершение начатого слова.

Ребенку предлагаются для прослушивания незакончен¬ные слова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкция: «Закончи мое слово».

Речевой и картинный материал (Приложение Б):

а) черепа…(ха), подуш…(ка); поми…(доры), само…(лет), вело…(сипед);

б)соба…(ка), рубаш…(ка), пана…(ма), каран…(даш), га¬зе…(та). Закончив 5 слов, ребёнок получат 3 балла, 4-3 слова — 2 балла и менее 3 слов – 1 балл.

Таким образом, в данном исследовании дети могут набрать максимальное количество баллов, а это 16. Средний результат будет от 8 до 13 баллов. А низким результатом являться будет 7 и ниже баллов за задания.

По результатам исследование показало, что у старших дошкольников с  ОНР  имеет  место недоразвитие  слоговой  структуры  слова,  которое  является компонентом в структуре их речевого дефекта. Для детей этой категории характерными признаками являются пропуски, замены, нарушение последовательности слогов, и их сокращение. Большие трудности возникают при воспроизведении двухсложных и трехсложных слов.

Таким образом, при планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с общим недоразвитием речи III уровня. Я  обнаружила в ходе обследования схожие нарушения. Для этих детей я разработала одну программу логопедической коррекции по развитию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Экспериментальная программа была разработана на основе программы Н.В. Нищевой «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет», а также с учётом выявленных при диагностике особенностей развития детей.

×
×