«Роль психологической службы в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов колледжа»

Автор: Луиза Сайдыевна Решидова

Организация психологической службы колледжа вызвана необходимостью осуществления психологической помощи молодым людям в процессе их профессионально-личностного становления, социально-психологической подготовки конкурентоспособных специалистов. Психологическая служба является необходимым условием психологического сопровождения профессионального образования молодых людей.

 

В современных социально-экономических условиях востребована модель подготовки выпускника интегрального типа, включающую в себя как профессиональную квалификацию выпускника, определяющуюся системой знаний, умений и навыков, так и базовые личностные качества, умения и способности, которые определяются как ключевые компетенции. Профессиональная подготовка будущих специалистов направлена на формирование социально-профессиональной компетентности, под которой понимается интегративное свойство личности, основанное на знаниях и опыте, проявляющееся в готовности выпускника действовать в жизненных и профессиональных ситуациях.

Модернизация содержания профессионального образования в целом обусловливает важность обновления содержания деятельности психологической службы колледжа на основе компетентностного подхода, предполагающей формирование у студентов социально-личностных и профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам качественно решать широкий круг социально-профессиональных задач.

Существует модель по формированию социально-личностных компетенций выпускников колледжа, включающую ряд общих (базовых) компетенций, объединенные в группы, данная модель соответствует полностью новым образовательным стандартам.

Общие компетенции определяют способность решать разнообразные социальные и профессиональные задачи на основе единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей. Именно поэтому такие компетенции востребованы в рамках любой профессии.

Модель социально-личностных компетенций будущих специалистов-выпускников

(Общие и профессиональные компетенции можно разделить с психологической точки зрения на четыре группы компетенций, а именно: личностные, мотивационные, коммуникативные и познавательные). 

Группы компетенций

Общие компетенции

Личностные

1. наличие сформированной ценностно-смысловой структуры;
2. способность к самоорганизации и самоконтролю — наличие целеустремленности, готовности проявлять активность и волю, способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно осуществлять выбор действий, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
3. наличие адекватной самооценки, проявляющейся в позитивной установке, сочетании высокого уровня доверия к себе и уважительном отношении к окружающим, адекватном уровне притязаний, уверенном поведении;
4. проявление эмоциональной устойчивости

Мотивационные

1. понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
2. наличие учебной и профессиональной мотивации, сформированных актуальных  (учебных) и перспективных профессиональных намерений, стремление к профессиональному развитию;
3. готовность к активным действиям на рынке труда с учетом знаний о специфике рынка труда и своих индивидуально-психологических особенностях

Коммуникативные

1. Готовность следовать в своем поведении общечеловеческим и культурным ценностям;
2. умение работать в группе, готовность брать на себя ответственность за работу всей команды;
3. способность выполнять поставленные задачи (исполнительность), находить решения в затруднительных ситуациях межличностного взаимодействия;
4. навыки делового общения, умение эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
5. проявление доброжелательности, честности, эмпатии, толерантности

Познавательные

1. Наличие общих интеллектуальных способностей, владение аналитическим мышлением;
2. способность к обучению, готовность к самостоятельному получению и переработке информации, владение способами самоорганизации деятельности;
3. гибкость мышления, способность к творческому решению задач

Личностные компетенции относятся к самому человеку как к личности. Они отражают уровень личностной зрелости и обусловливают в целом успешность решения личностных и профессиональных задач.

Мотивационные компетенции отражают профессиональную направленность студентов, необходимую для профессионального становления и развития.

Коммуникативные компетенции обеспечивают способность студентов к социальному взаимодействию, социально-психологической адаптации и продуктивному сотрудничеству.

Познавательные компетенции определяют способность выпускников находить, активно перерабатывать и применять знания, необходимые для получения профессионального образования и дальнейшего профессионального развития.

Предлагаю вашему вниманию основные направления деятельности психологической службы по формированию социально-психологических компетенций будущих специалистов.

Психодиагностика

Организация процесса профессионального становления и развития личности специалиста в колледже была бы малоэффективной без информации о развитии личности студента. Программа для изучения личности студента, включает в себя выявление профессиональной направленности личности, исследование личностных свойств, уровня развития познавательных процессов, ценностных ориентаций и особенностей межличностного общения.

Психологическое консультирование

Педагог — психолог решает следующие задачи: проводит глубокую диагностику профессионально важных качеств; информирует студента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования; повышает общую психологическую грамотность в затруднительных вопросах; оказывает профессиональную помощь в процессе профессионального и личностного самоопределения, помогает найти направления дальнейшего развития личности; помогает скорректировать нарушения адаптации и личностных дисгармоний, изменяет поведенческие стереотипы, мешающие оптимальному взаимодействию с окружением. При этом результатом консультирования является не столько решение конкретной проблемы молодого человека, сколько формирование зрелой личности, готовой принять на себя ответственность за происходящее, способной к саморазвитию, обладающей позитивной жизненной позицией.

 Психологическая коррекция и развитие личности

 

 Коррекционная работа педагога — психолога строится не как набор отдельных упражнений по усовершенствованию умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность студента, органически вписывающаяся в его повседневную жизнь. Задачей педагога — психолога является создание необходимых условий для личностного роста, с учетом того, что естественными силами психического развития является значимая деятельность молодого человека и система его взаимоотношений.

 

Важно уделять внимание проблеме профессионального самоопределения (активизация процесса профессионального самоопределения, коррекция готовности к обучению и повышению своего профессионального уровня, эмоциональная регуляция поведения, развитие профессионально важных качеств); проблеме формирования адекватной самооценки (развитие уверенности в себе, коррекция повышенной эмоциональной напряженности или излишнего конформизма, эмоционально-волевая тренировка); коммуникативным проблемам (изменение стереотипов поведения, развитие навыков межличностного и делового общения, развитие новых типов отношений равноправия и сотрудничества).

Таким образом, психологическая служба создает условия для личностного развития, направляет процесс решения различных психологических проблем, тем самым способствует формированию социально-психологических и профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам качественно решать широкий круг социально-профессиональных задач.

×
×