Дифференциация звуков С-Ш

Автор: Гринева Ольга Владимировна

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема:  Звуки [С], [Ш]

Цель:                                                                                                                                                     

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на  формирование фонетико-фонематической стороны речи.

Задачи:

Коорекционно-образовательные:

—  продолжать учить правильно произносить звуки [c]  и [ш].

— закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

— развивать навыки звукового анализа и синтеза.

— развивать лексико-грамматический строй речи.

— развивать слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Оборудование:

Предметные картинки в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; игрушки (собака, утюг, шишка, кот, Айболит); белый лист бумаги; сундучок, сушка.

Ход образовательной деятельности

I. Вводно — организационный момент.

Дети стоят в круге, на ковре.

Учитель-логопед:

— Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

II. Актуализация  знаний

Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришли две девочки, их зовут Соня и Шура. Скажите, на какие звуки начинаются их имена?

1. Учитель-логопед:  Сегодня мы с вами вспомним их любимые звуки   [С] и [Ш].  Но, чтобы узнать, что это за звуки, выполните следующее задание. Откройте зеркала и произнесите сначала звук [С], а затем звук Ш. Теперь произнесите звук [С] громко, а звук [Ш] – тихо.

2. Развитие фонематического слуха.

Игра  «Наоборот».

а) на материале слогов.

Учитель-логопед:  Замени звук [С] в слоге на звук [Ш].

СА-ША        ШУ-..          АСА-…       АСЫ-…

СО-…            ШИ-…         АСО-…

б)  на материале слов.

Учитель-логопед:  Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на [Ш].

ЧАШКА —   (ШАШКА)                     СТЫК -… .(ШТЫК)

СПОРЫ -… (ШПОРЫ)                      СПАЛА- …(ШПАЛА)

ТОПОТ -… (ШЁПОТ)                        ТОЛК- …(ШЁЛК)

Учитель-логопед:  Я буду называть слово, а вы добавите звук  [С].

ТРОЙКА — СТРОЙКА                        ПИЦЦА -… (СПИЦА)

НАРЯД -…  (СНАРЯД)                       МАК -…      (СМАК)

КЛАД-…      (СКЛАД)

3. Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков [С] и [Ш].

Учитель-логопед:  Расскажите, в каком положении губы, где находится язык, какая струйка воздуха при произнесении звуков [С] и [Ш]. Чем похожи эти звуки?

4. Формирование фонематического восприятия.

а) Игра «Будь внимательным».

Учитель-логопед:  Давайте поиграем в такую игру, я вам буду называть звуки. Если услышите звук [С] хлопните в ладоши, если услышите звук [Ш] поднимите руки вверх.

Т, Ш, Б, С, Н, С, Р, Ш, Л, С, Ш. (При произнесении звуков рот закрыт листом белой бумаги).

б) Игра «Волшебники».

Учитель-логопед:  Теперь вы все станете волшебниками. Если я назову слово со звуком [С], то вы нарисуете стрелочку вверх. Если со звуком [Ш] —  стрелочку вниз. Объясните, почему именно так будем рисовать стрелки.

Лексический материал:  СОМ, ШУМ, ШАЛЬ, САНИ, СУМКА, ШЕЯ, САЛО, СУК, ШЁЛ, ШИНА, САХАР, ШОРОХ.

Посчитайте сколько стрелок вверх, а сколько вниз.

5. Формирование навыков звукового анализа.

а) Игра «Поезд».

Учитель-логопед: Возьмите картинки, назовите их. Расселите их так, чтобы в первом вагоне ехали все картинки со звуком [С], а во втором – все со звуком [Ш].

б) работа со схемой звукового анализа.

Учитель-логопед:  Произнесите слово СОК. Давайте произнесем каждый звук и отметим его фишкой. Какой первый звук? Расскажи о нём. Какой второй звук? Какой он? Подберите к данной схеме подходящие картинки.

 

Физкультминутка.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки.

 

6. Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.

а) Учитель-логопед: Скажите, если кофту связали из шерсти, она какая?

Что еще может быть шерстяным?

б). Игра «Слова перепутались».

Учитель-логопед:  Я назову слова, а вы составьте из них предложение.

Лексический материал: Несет, Саша, груша.

Сестра, рубашка, сшить, Саша.

в) Учитель-логопед: Составьте предложение, чтобы в нем были   слова со звуками [С] или [Ш]. Этих слов должно быть 3.

7. Развитие фонематического синтеза.

Учитель-логопед: Дети, у меня есть волшебный сундучок. В нём  сюрприз. Что в нем спрятано, догадайтесь по первым звукам.

Лексический материал: собака, утюг, шишка, кот, Айболит. Кто догадается, скажет мне на ухо.

III. Заключительный этап.

Дети назовите, какие звуки мы произносили и различали. Чему научились? Придумайте слова с этими звуками.        

 

 

 

×
×