Автор: Луиза Сайдыевна Решидова
Организация психологической службы колледжа вызвана необходимостью осуществления психологической помощи молодым людям в процессе их профессионально-личностного становления, социально-психологической подготовки конкурентоспособных специалистов. Психологическая служба является необходимым условием психологического сопровождения профессионального образования молодых людей.
В современных социально-экономических условиях востребована модель подготовки выпускника интегрального типа, включающую в себя как профессиональную квалификацию выпускника, определяющуюся системой знаний, умений и навыков, так и базовые личностные качества, умения и способности, которые определяются как ключевые компетенции. Профессиональная подготовка будущих специалистов направлена на формирование социально-профессиональной компетентности, под которой понимается интегративное свойство личности, основанное на знаниях и опыте, проявляющееся в готовности выпускника действовать в жизненных и профессиональных ситуациях.
Модернизация содержания профессионального образования в целом обусловливает важность обновления содержания деятельности психологической службы колледжа на основе компетентностного подхода, предполагающей формирование у студентов социально-личностных и профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам качественно решать широкий круг социально-профессиональных задач.
Существует модель по формированию социально-личностных компетенций выпускников колледжа, включающую ряд общих (базовых) компетенций, объединенные в группы, данная модель соответствует полностью новым образовательным стандартам.
Общие компетенции определяют способность решать разнообразные социальные и профессиональные задачи на основе единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей. Именно поэтому такие компетенции востребованы в рамках любой профессии.
Модель социально-личностных компетенций будущих специалистов-выпускников
(Общие и профессиональные компетенции можно разделить с психологической точки зрения на четыре группы компетенций, а именно: личностные, мотивационные, коммуникативные и познавательные).
Группы компетенций |
Общие компетенции |
Личностные |
1. наличие сформированной ценностно-смысловой структуры; |
Мотивационные |
1. понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии; |
Коммуникативные |
1. Готовность следовать в своем поведении общечеловеческим и культурным ценностям; |
Познавательные |
1. Наличие общих интеллектуальных способностей, владение аналитическим мышлением; |
Личностные компетенции относятся к самому человеку как к личности. Они отражают уровень личностной зрелости и обусловливают в целом успешность решения личностных и профессиональных задач.
Мотивационные компетенции отражают профессиональную направленность студентов, необходимую для профессионального становления и развития.
Коммуникативные компетенции обеспечивают способность студентов к социальному взаимодействию, социально-психологической адаптации и продуктивному сотрудничеству.
Познавательные компетенции определяют способность выпускников находить, активно перерабатывать и применять знания, необходимые для получения профессионального образования и дальнейшего профессионального развития.
Предлагаю вашему вниманию основные направления деятельности психологической службы по формированию социально-психологических компетенций будущих специалистов.
Психодиагностика
Организация процесса профессионального становления и развития личности специалиста в колледже была бы малоэффективной без информации о развитии личности студента. Программа для изучения личности студента, включает в себя выявление профессиональной направленности личности, исследование личностных свойств, уровня развития познавательных процессов, ценностных ориентаций и особенностей межличностного общения.
Психологическое консультирование
Педагог — психолог решает следующие задачи: проводит глубокую диагностику профессионально важных качеств; информирует студента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования; повышает общую психологическую грамотность в затруднительных вопросах; оказывает профессиональную помощь в процессе профессионального и личностного самоопределения, помогает найти направления дальнейшего развития личности; помогает скорректировать нарушения адаптации и личностных дисгармоний, изменяет поведенческие стереотипы, мешающие оптимальному взаимодействию с окружением. При этом результатом консультирования является не столько решение конкретной проблемы молодого человека, сколько формирование зрелой личности, готовой принять на себя ответственность за происходящее, способной к саморазвитию, обладающей позитивной жизненной позицией.
Психологическая коррекция и развитие личности
Коррекционная работа педагога — психолога строится не как набор отдельных упражнений по усовершенствованию умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность студента, органически вписывающаяся в его повседневную жизнь. Задачей педагога — психолога является создание необходимых условий для личностного роста, с учетом того, что естественными силами психического развития является значимая деятельность молодого человека и система его взаимоотношений.
Важно уделять внимание проблеме профессионального самоопределения (активизация процесса профессионального самоопределения, коррекция готовности к обучению и повышению своего профессионального уровня, эмоциональная регуляция поведения, развитие профессионально важных качеств); проблеме формирования адекватной самооценки (развитие уверенности в себе, коррекция повышенной эмоциональной напряженности или излишнего конформизма, эмоционально-волевая тренировка); коммуникативным проблемам (изменение стереотипов поведения, развитие навыков межличностного и делового общения, развитие новых типов отношений равноправия и сотрудничества).
Таким образом, психологическая служба создает условия для личностного развития, направляет процесс решения различных психологических проблем, тем самым способствует формированию социально-психологических и профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам качественно решать широкий круг социально-профессиональных задач.