Основные аспекты управления
образовательной и воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования.
авторы: Попова Татьяна Валерьевна,
директор МБУ ДО ДЮЦ «Безопасное детство»;
Молодеева Ирина Андреевна,
педагог – организатор МБУ ДО «ДЮЦ «Безопасное детство».
Специфическими принципами деятельности воспитанников в учреждении дополнительного образования являются следующие: принцип деятельностного освоения материала, означающий активность субъекта в усвоении новой информации; принцип совместной деятельности субъектов воспитательного процесса, характеризующийся диалогичностью и рефлексивностью участников.
Структура модели образовательной и воспитательной деятельности с учетом всего вышесказанного, может состоять из разнообразных компонентов, выполнять определенные цели и задачи, посредством применения форм и методов работы, опирающихся на основные принципы, соответствующие ее педагогическому предназначению.
В деятельности учреждения дополнительного образования раскрываются следующим аспекты:
1. Системно-функциональный аспект: в учреждении организована система социально-досуговых услуг, обеспечивающих для детей и подростков:
— компенсацию потребностей получения новой информации, новых знаний;
— потребность нагрузки и физической разрядки напряжений;
— ликвидацию недостатка общения с ровесниками, взрослыми;
— социализацию посредством коллективной деятельности;
— отработка полученных знаний, умений, навыков правил «безопасного» поведения на практике.
2. Системно-компонентный аспект: как совокупность компонентов деятельности избранного направления обуславливающих:
— обновление имеющихся программ личной работы педагогов центра;
— организация работы разных направлений, обеспечивающих получение умений и навыков безопасности в разных сферах: дорожно-транспортная, оказание медицинской помощи, чрезвычайные ситуации и происшествия.
3. Системно-организационный аспект: включает структуру внутренней организации (управление, контроль и др.) и систему взаимодействия с организациями и учреждениями.
Системно-организационный аспект характеризует социальную сущность работы, которая связана с социальными структурами окружения — школами, администрациями районов и города, полицией, ГИБДД, МЧС, общественными организациями и другими учреждениями и ведомствами социальной сферы. В этом аспекте отображаются организационные связи как внешнего, так и внутреннего взаимодействия компонентов модели.
В заключение можно сделать следующие выводы:
— управление воспитательно-образовательной деятельности должно опираться на ключевые принципы построения моделей – целостности, целеполагания, открытости, анализа, синтеза задач, выделение факторов, условий и др.;
— абстрактная педагогическая модель может служить прообразом реальной конструкции деятельности учреждения дополнительного образования;
— эффективность деятельности учреждения по изучению правил, норм, умений и навыков безопасного поведения детьми и подростками напрямую зависит от согласованности действия ее структурных компонентов;
— центральным блоком управления процессом выступает воспитательный модуль, содержание которого, формы и методы воздействия на личность воспитанника соответствует поставленным целям учреждения;
— образовательно – воспитательная деятельность учреждения дополнительного образования построена на основе активного использования педагогического потенциала воздействия на детей и подростков: привлекательность мероприятий, предметно-ценностное единство деятельности коллектива детей и взрослых, создание благоприятной воспитывающей развивающей среды.
В основе управления деятельности учреждения лежат следующие выводы и положения:
1. Дополнительное образование рассматривается как многоуровневое пространство, создающее условия для развития и саморазвития, становления личности ребенка и является действенным фактором его социализации.
2. Особое место в системе дополнительного образования занимает деятельность по обеспечению безопасности жизни и здоровья ребенка.
3. Обоснована предназначенность данного направления, так как изучаемый вид деятельности имеет ярко выраженный познавательный, спортивный, профилактический характер и обладает социализирующим влиянием.
4. Деятельность учреждения вариативного образования, в том числе управленческая, должна строиться на принципах целостности, открытости, анализа и синтеза задач, выделении значимых факторов, условий и др.
Образовательно — воспитательный процесс является управляемой конструкцией, эффективность которой зависит от согласованности действия ее структурных интегрированных компонентов и педагогического обеспечения.