Автор: Шпак Елена Александровна
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познание» (формирование целостной картины мира).
Виды детской деятельности: продуктивная (изобразительная), познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, коммуникативная.
Цели деятельности педагога:
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира).
Виды детской деятельности: продуктивная (изобразительная), познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, коммуникативная.
Цели деятельности педагога:
Образовательные:
- Учить рисовать яблоки, используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем).
- Закреплять умения детей методом примакивания в нетрадиционной технике ватными палочками рисовать листочки на дереве зелёным и жёлтым цветом, рисовать яблоки пальцем.
- Активизировать в речи детей названия дерева (яблоня).
- Закрепить значение сложных слов ( яблоневый сад). Развивать речь, внимание, логическое мышление.
- Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, для создания выразительного образа плодов яблок, закрепить культурно-гигиенические и социально-коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание яблоневого сада, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, картин, дидактические и словестные игры.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации деревьев яблони, гуашь красного, зелёного и жёлтого цвета, ватные палочки, влажная салфетка на каждого ребёнка.
- Альбомные листы, дерево яблони, игрушка Ёжика, аудиозапись песни «Урожайная» сл. и муз. А. Филиппенко.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент
В. Дети, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.
Ну-ка дети встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
В. Листопад, листопад, листья жёлтые летят.
В. Когда это бывает?
Д. Осенью.
В. А ещё осенью люди собирают урожай в саду.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
В. Что это?
Дети: яблоко.
В. Сегодня мы с вами пойдём в яблоневый сад.
— Посмотрите, какое красивое дерево с яблоками.
В. скажите, где растут яблоки?
Д. на дереве.
В. А давайте вспомним, из каких частей состоит дерево?
Д. ствол, на стволе растут ветви.
В. Посмотрите, какого цвета листья на дереве?
Д. листья зелёные и жёлтые.
В. Какого цвета яблоки на ветках?
Д. Яблоки красные.
В. А какой формы яблоки?
Д. яблоки круглой формы.
Воспитатель: Дети, тихо я слышу какой-то шорох и звуки.
Тихо сели на волшебный коврик.
В. (произносит: пых-пых-пых)
Посмотрите, лежит корзина, а в ней листочки, а под листочками кто-то сидит.
В. (открывает листву, а там ёжик)
В. Кто это?
Д. Ёжик.
В. К нам пришёл ёжик.
А ёжик почему-то расстроенный?
В. Ёжик, что с тобой случилось?
Ёжик: Живу я в большом саду, там много яблонь, на которых поспели красные яблоки, и вот наступила осень, пришло время собирать урожай. Люди соберерают яблоки, и мой яблоневый сад пустеет. И поэтому я расстроился.
Воспитатель: Дети, я предлагаю нарисовать Ёжику яблоки.
2. Подготовка к практической деятельности
Пальчиковая гимнастика
У дороги яблонька стоит (руки над головой)
На ветке яблочко висит (сложить запястья вместе)
Сильно ветку потряс, (руки над головой, движения вперёд-назад)
Вот и яблочко у нас (ладони перед грудью)
3. Практическая самостоятельная деятельность
Сели все прямо.
— Сегодня мы с вами немного волшебники, рисовать будем ни кисточкой, а пальчиком и ватными палочками.
В. Посмотрите, какое красивое дерево с яблоками мы нарисуем Ёжику.
В. Сначала мы рисуем листочки ватными палочками (на ватную палочку набираем зелёную краску и способом примакивания рисуем листочки на веточках)
В. покажите, как вы будете рисовать листочки?
В. Молодцы! Начнём рисовать?
— Скажите, какого цвета мы берём краску? (зелёную)
В. А сейчас рисуем листочки жёлтого цвета. На ватную палочку набираем жёлтую краску и рисуем жёлтые листочки.
В. Покажите, как вы будете рисовать жёлтые листочки.
Воспитатель: хорошо, листочки нарисовали, а сейчас рисуем яблоки на веточках.
В. (показывает детям). Я беру указательный пальчик и обмакиваю его в краску (не весь пальчик, а только кончик) и прикладываю его к ветке.
В. Дети, покажите мне указательный пальчик.
В. Рисуем аккуратно, набирайте на палец краску хорошо, чтобы яблоки были сочными. Яблок рисуем много, чтобы дерево у нас было красивым.
В. А каким цветом мы будем рисовать яблоки?
Д. Красным цветом.
В. (помогает в процессе рисования, следит за осанкой детей)
В. Кто нарисовал яблоки, вытирайте пальчик салфеткой.
В. Возьмите свои работы, повесим их на доску. Наш яблоневый сад готов! Ёжик будет рад.
Заключительная часть
Рефлексия.
В. Какие вы молодцы! Какие красивые деревья с яблоками у нас получились!
В. Вспомните, как называется сад, где растут яблоки?
Д. Яблоневый сад.
В. Теперь у Ёжика круглый год будут яблоки.
4. Подведение итога занятия
— Дети, что мы с вами рисовали? (яблоневый сад)
— Кому мы помогли? (Ёжику)
В. Мы для Ёжика приготовили сюрприз.
В. Дети, встаньте вокруг и споём песенку.
Мы корзиночки несём,
Хором песенку поём,
Урожай собирай.
И на зиму запасай.
Припев:
Ой, да, собирай.
И на зиму запасай.
Воспитатель: за ваши красивые рисунки я вам приготовила сюрприз.
Посмотрите, что в корзине?
Д. яблоки.
В. В яблоках много витаминов, они очень вкусные и полезные для вашего здоровья.
Список литературы
1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1991.
3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: «Мозаика-Синтез», 2010.
4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»(Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 2005.
6. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. — М.: Рольф, 2000.