Автор: Елизавета Викторовна Синельникова
Научно-исследовательская деятельность как средство активизации самостоятельной работы учащихся
Синельникова Елизавета Викторовна
Студент, Алтайский государственный
педагогический университет
Россия, г. Барнаул
Введение
Образование в российских школах реализуется в соответствии с ФГОС ООО и СОО. Компетенции, предусмотренные этими стандартами, включают в себя многие ключевые качества, знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник российской школы, а именно: способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; готовность к деятельности по получению нового знания; мышление научного типа, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [1, 2].
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным видом деятельности учащихся, развивающим требуемые качества и умения, поскольку предполагает решения учащимися творческих, исследовательских задач, решение которых заранее не известно и предполагает прохождение основных этапов характерных для исследований в научной сфере.
Цель настоящей статьи – исследовать роль научно-исследовательской деятельности в активизации самостоятельной работы учащихся и рассмотреть методологию организации научно-исследовательской деятельности в школе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные принципы научно-исследовательской деятельности. 2. Рассмотреть методику организации научных исследований учащимися.
3. Рассмотреть роль учителя в организации и проведении научно-исследовательской деятельности учащихся.
Основные теоретические аспекты научно-исследовательской деятельности учащихся
Школьники не могут организовать научно-исследовательскую деятельность как таковую, поскольку ей могут заниматься исключительно высококвалифицированные люди, прошедшие предварительно специальную подготовку.
Исследовательская деятельность учащихся, представляет собой некоторую учебную деятельность, помогающую учителям сформировать у учащихся качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, профессионального и социального развития, независимо от выбора будущей профессии и образа жизни.
Цель этой исследовательской работы заключается в формировании образованной, гармонично развитой, самостоятельной и творческой личности.
Исследовательская работа может носит как индивидуальный, так и групповой характер, однако неизменными остаются этапы, на которых строится деятельность учащихся, а именно:
· выбор области и объекта исследования;
· постановка его цели и задач, планирование деятельности;
· формулировка гипотезы;
· выбор методов и методик исследования;
· изучение литературы по выбранной теме;
· непосредственное проведение исследования;
· анализ полученных результатов;
· проверка исходной гипотезы на основе полученных данных;
· подведение итогов проделанной работы;
· отчет о проведенном исследовании и его результатах.
Роль учителя в организации и проведении научно-исследовательской деятельности учащихся
Большую роль в исследовательской деятельности учащихся играет учитель. Важно чтобы педагог обладал высоким уровнем знаний, хорошо владел всем арсеналом методов и методиками исследования, знал источники специализированной литературой, и главное, имел желание заниматься исследовательской деятельность с учащимися
При организации и проведении научно-исследовательской работы роль учителя сводится к выполнению следующих функций:
· обеспечение благоприятных условий для реализации научно-исследовательской деятельности;
· поддержка мотивации учащихся;
· организации групповой работы при необходимости
· помощь в выборе темы исследования, формулировке его цели и задач;
· консультирование при выборе методов и методик исследования, наблюдение за ходом работы;
· оказание помощи в случае появления каких-любо затруднений в процессе проведения исследований;
· обсуждение полученных результатов;
· помощь при представлении исследовательской работы.
Для того чтобы реализовать научно-исследовательскую деятельность, необходимо строго следовать определенной методике.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Рассмотрим более подробно каждый этап организации научно-исследовательской работы учащегося.
1 этап – формирование интереса и мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Ученики должны быть заинтересованы в выполнении исследований. На этом этапе важно выявить интересы и способности ученик, поддержать их желание размышлять, работать со специальной литературой, ставить под сомнение или, наоборот, подтверждать готовые умозаключения.
2 этап – определение и формулировка темы исследования. Здесь очень важно сделать правильный выбор. Тема формулируется не сразу и может видоизменяться в процессе исследования. Работая над выбором темы, следует придерживаться следующих правил:
· Тема должна быть интересна учащемуся.
· Тема должна быть по силам учащемуся.
· Тема не должна быть силишкой глобальной. Но при этом должна быть актуальной.
· Важным основание для выбора темы является наличие какого-либо противоречия.
3 этап — формулирование гипотезы, постановка цели и задач исследования. В школьных работах важной особенностью гипотезы, которую выдвигают обучающиеся, является то, что она опирается на известные уже знания [5].
Успех любой исследовательской работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель и задачи исследования. Поэтому учителю необходимо объяснить ученику разнице между понятиями цель и задачи исследования. Важно, чтобы цель исследования была понятна исследователю, а задачи – выполнимы.
4 этап — выбор исследовательской методики. Каждая исследовательская задача может быть решена только при условии применения соответствующего метода исследования. При выборе методики учителю необходимо консультировать учащегося и способствовать формирован. У них представления о доступных им методам и методикам исследований в разных образовательных областях.
5 этап — поиск и отбор источников информации. Здесь проводится работа с библиотеками, сайтами и другими источниками информации; происходит обработка отобранных источников. Учитель должен познакомить учащегося с методами исследования, помочь определить круг изучаемой литературы, познакомить с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой. Особое внимание стоит уделить формированию умения выделять главное.
6 этап — сбор материала по теме исследования, его систематизация и оформление научно-исследовательской работы. На этом этапе происходит непосредственное выполнение исследований и оформление работы. К задачам учителя относится: помощь в организации сбора информации, составлении вопросов для анкет, проведении лабораторных работ и экспериментов, систематизации материала для научно-исследовательской работы. Кроме того, учитель знакомит ученика с требованиями к оформлению исследовательской работы, корректирует написанный текст, помогает решить спорные вопросы, возникающие при написании текста.
7 этап — защита научно-исследовательской работы. Этот этап предполагает публичное выступление, поэтому необходимо заранее подготовиться и психологически настроиться. Учителю необходимо объяснить принципы публичного выступления, провести тренинг, оказать помощь в написании тезисов выступления, расставлении акцентов во время защиты и правильном распределении времени. выслушать и откорректировать выступление.
8 этап. Анализ результатов и рефлексия. На данной этапе учитель совместно с учеников проводит анализ его деятельности, оценивает успехи и неудачи, а также помогает определить направления и составляет план дальнейших исследований.
Заключение
Таким образом, использование научно-исследовательской деятельности как средства активизации самостоятельной работы учащихся имеет большой потенциал. Она позволяет учащимся не только повысить мотивацию к самостоятельной работе, но и развить необходимые навыки и компетенции. Однако, для обеспечения эффективного использования научно-исследовательской деятельности необходимо учитывать ряд факторов, включая правильный подход к организации и проведению исследования, наличие необходимых знаний и компетенций у учащихся, обеспечение доступа к информационным ресурсам и поддержку со стороны научных руководителей.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413) // ГАРАНТ : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 1.06.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287) // ГАРАНТ : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 1.06.2023).
3. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2020. — 126 c. — ISBN 978-5-9925-0986-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97924.html (дата обращения: 1.06.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
4. Мелехина, Е. С. Роль учителя при организации исследовательской деятельности на уроках. / Е. С. Мелехина, Т. Г. Логинова. – Текст: электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека : [сайт]. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah (дата обращения 1.06.2023)
5. Полякова, В. Я. Научно-исследовательская деятельность – высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы / В. Я. Полякова. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU : [сайт]. – 2021. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20413038_62324807.pdf (дата обращения 14.05.2023)