Автор: Гринева Ольга Владимировна
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: Звуки [С], [Ш]
Цель:
Организовать образовательную деятельность детей, направленную на формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи:
Коорекционно-образовательные:
— продолжать учить правильно произносить звуки [c] и [ш].
— закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
— развивать навыки звукового анализа и синтеза.
— развивать лексико-грамматический строй речи.
— развивать слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.
Оборудование:
Предметные картинки в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; игрушки (собака, утюг, шишка, кот, Айболит); белый лист бумаги; сундучок, сушка.
Ход образовательной деятельности
I. Вводно — организационный момент.
Дети стоят в круге, на ковре.
Учитель-логопед:
— Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
II. Актуализация знаний
Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришли две девочки, их зовут Соня и Шура. Скажите, на какие звуки начинаются их имена?
1. Учитель-логопед: Сегодня мы с вами вспомним их любимые звуки [С] и [Ш]. Но, чтобы узнать, что это за звуки, выполните следующее задание. Откройте зеркала и произнесите сначала звук [С], а затем звук Ш. Теперь произнесите звук [С] громко, а звук [Ш] – тихо.
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Наоборот».
а) на материале слогов.
Учитель-логопед: Замени звук [С] в слоге на звук [Ш].
СА-ША ШУ-.. АСА-… АСЫ-…
СО-… ШИ-… АСО-…
б) на материале слов.
Учитель-логопед: Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на [Ш].
ЧАШКА — (ШАШКА) СТЫК -… .(ШТЫК)
СПОРЫ -… (ШПОРЫ) СПАЛА- …(ШПАЛА)
ТОПОТ -… (ШЁПОТ) ТОЛК- …(ШЁЛК)
Учитель-логопед: Я буду называть слово, а вы добавите звук [С].
ТРОЙКА — СТРОЙКА ПИЦЦА -… (СПИЦА)
НАРЯД -… (СНАРЯД) МАК -… (СМАК)
КЛАД-… (СКЛАД)
3. Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков [С] и [Ш].
Учитель-логопед: Расскажите, в каком положении губы, где находится язык, какая струйка воздуха при произнесении звуков [С] и [Ш]. Чем похожи эти звуки?
4. Формирование фонематического восприятия.
а) Игра «Будь внимательным».
Учитель-логопед: Давайте поиграем в такую игру, я вам буду называть звуки. Если услышите звук [С] хлопните в ладоши, если услышите звук [Ш] поднимите руки вверх.
Т, Ш, Б, С, Н, С, Р, Ш, Л, С, Ш. (При произнесении звуков рот закрыт листом белой бумаги).
б) Игра «Волшебники».
Учитель-логопед: Теперь вы все станете волшебниками. Если я назову слово со звуком [С], то вы нарисуете стрелочку вверх. Если со звуком [Ш] — стрелочку вниз. Объясните, почему именно так будем рисовать стрелки.
Лексический материал: СОМ, ШУМ, ШАЛЬ, САНИ, СУМКА, ШЕЯ, САЛО, СУК, ШЁЛ, ШИНА, САХАР, ШОРОХ.
Посчитайте сколько стрелок вверх, а сколько вниз.
5. Формирование навыков звукового анализа.
а) Игра «Поезд».
Учитель-логопед: Возьмите картинки, назовите их. Расселите их так, чтобы в первом вагоне ехали все картинки со звуком [С], а во втором – все со звуком [Ш].
б) работа со схемой звукового анализа.
Учитель-логопед: Произнесите слово СОК. Давайте произнесем каждый звук и отметим его фишкой. Какой первый звук? Расскажи о нём. Какой второй звук? Какой он? Подберите к данной схеме подходящие картинки.
Физкультминутка.
Мы по лесу шли – шли,
Только шишку нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка – попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.
6. Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.
а) Учитель-логопед: Скажите, если кофту связали из шерсти, она какая?
Что еще может быть шерстяным?
б). Игра «Слова перепутались».
Учитель-логопед: Я назову слова, а вы составьте из них предложение.
Лексический материал: Несет, Саша, груша.
Сестра, рубашка, сшить, Саша.
в) Учитель-логопед: Составьте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [С] или [Ш]. Этих слов должно быть 3.
7. Развитие фонематического синтеза.
Учитель-логопед: Дети, у меня есть волшебный сундучок. В нём сюрприз. Что в нем спрятано, догадайтесь по первым звукам.
Лексический материал: собака, утюг, шишка, кот, Айболит. Кто догадается, скажет мне на ухо.
III. Заключительный этап.
Дети назовите, какие звуки мы произносили и различали. Чему научились? Придумайте слова с этими звуками.