8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Рабочая программа по истории России 7 класс ФГОС

Автор: Никеева Ирина Николаевна

Рабочая программа учебного курса «История России 7 класс» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурным стандартом, подготовленных Российским историческим обществом, составлена на основе Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015 (протокол № 1/15), Примерной программы основного общего образования по истории, а также авторской программы «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова – Москва: «Просвещение», 2020 г.

Данная программа рассчитана на преподавание в 7 классе по учебнику: «История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Токарева. – М.: Просвещение, 2019» и разработана на 40 часов, по 2 часа в неделю.

Разработка данного учебного курса является еще одним шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.

Главная цель данной рабочей программы: формирование у обучающихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщение их к культурным до­стижениям и национальным традициям России, воспитание патриотизма, гордости за свою страну и уважения её историчес­кого прошлого.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция Российской Федерации задаёт цели, задачи исторического образования и требования к отбору его содержания.

Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.

Основными задачами концепции выступают:

• рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

• определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;

• определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.

Таким образом, разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического образования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом.

Цели и задачи исторического образования на второй ступени обучения: основная школа (5 – 9 классы):

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а так же представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

В рамках этих целей и задач в процессе обучения обучающиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знако­мятся с новыми историческими понятиями и терминами, полу­чают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры обучающихся, росту их гражданского само­сознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу данной программы положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Не выделяется какая — либо из сторон жизни общества – политическая, экономиче­ская, культурная и т.д., а рассматриваются, по возможности, все они в совокупности. Большое внимание при изучении по настоящей программе уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами. Именно поэтому, с одной стороны, внимание сосредо­точено на личностях российских правителей и их конкретной де­ятельности, а с другой, выделены не только та­кие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни. При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также дру­гим религиям народов нашей страны.

Изучение истории в данной рабочей программе захватывает период XVI – XVII веков. История страны рассматривается в контексте обще­мирового исторического процесса. Подчёркиваются междуна­родные связи России, даются сопоставления с событиями дру­гих стран, поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей. Очень важным является ориентация на развитие школьника, воспитание у него патриотизма, формирование умений, помогающих понять историю. В раздел «Национально-региональный компонент» включен материал краеведческого характера, позволяющий глубже раскрыть тему урока на наглядном примере из исторического прошлого родного края.

×
×