8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Опыт внедрения технологии игрового моделирования для повышения уровня познавательной мотивации к осмысленному изучению обществознания в 6-9 классах

Автор: Щеткова Юлия Андреевна

Игра —   пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский)

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А.Сухомлинский)

Тема моего выступления «Опыт внедрения технологии игрового моделирования для повышения уровня познавательной мотивации к осмысленному изучению обществознания в 6-9 классах».

          Думаю, что для вас не станет сюрпризом тот факт, что обществознание вновь стало самым выбираемым для сдачи ОГЭ и ЕГЭ предметом (после обязательных). С чем это связано? Многие вузы и профильные классы требует для поступления знание моего предмета.

          Мои девятиклассники в ответ на вопрос, почему они повально выбирают мой предмет, не задумываясь ответили, что он простой (не то что «химия, «история», «биология» и другие науки). Действительно, обществознание даже не является наукой. В курсе моего предмета изучается совокупность знаний разных общественных наук, изучающих человека и общество, во всем его многообразии. Кажущаяся простота обществознания связана с его тесным переплетением с повседневной жизнью каждого человека. Все мы являемся потребителями, стремимся защищать наши права, стараемся соблюдать те правила, которые установлены в обществе и государстве, каждый день вступаем в разные общественные отношения и ищем смысл нашей жизни. Все эти моменты буквально пронизаны обществознанием.

Однако, если это предмет так «прост» на первый взгляд. Почему на экзаменах достаточное количество выпускников показывают сравнительно невысокие результаты? Одной из причин такого результата РЦОКО называет недостаточный уровень владения умением применять полученные знания в повседневной жизни и прогнозировать последствия принимаемых решений.

И я задала себе вопрос – как сделать изучение обществознания осмысленным? Особое значение я придавала методам, помогающим раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе.

В поисках приемов и методов, которые бы позволили мне показать практическую значимость обществоведческих знаний, сформировать осмысленное отношение к изучению моего предмета, изучив исследования отечественных исследователей, я обратилась к игровым технологиям.

·      ИТ не противоречат л\о парадигме обучения, в рамках которой развивается современное школьное образование;

·      ИТ позволяют мне выстраивать перед учащимися целостную социальную картину мира;

·      ИТ позволяют формировать осмысленное отношение к учению, показывают практичность полученных знаний;

·      ИТ позволяют вовлечь в процесс весь класс, погрузить их в атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимодействия, что способствует формированию глобальной компетентности – одного из обязательных компонентов функциональной грамотности;

·      ИТ можно использовать и во внеурочной деятельности, например, квест-технологии.

Игровое моделирование может использоваться на разных типах уроков: на уроках открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (деловая игра, инсценирование и др.), на уроках рефлексии (игры-прогнозы, проблемно-дискуссионые игры), на уроках систематизации знаний (имитационные и ролевые игры, деловой театр и др.), на уроках контроля знаний (решение «кейсов»).

Игровые технологии можно использовать как на этапе первичного усвоения, понимания и закрепления нового материала, так и на других этапах: мотивационном, при формулировке темы, постановке цели и задач урока, рефлексии и др.

Например, в начале урока на тему «Социальные роли» я выдавала нескольким ученикам карточки с заданием разыграть следующие ситуации:

1.    На прием к врачу пришла пожилая женщина, которая жаловалась на высокое давление, боли в ногах. Врач её полностью игнорирует, что-то сосредоточенно «свайпает» на экране телефона.

2.    Гражданин, на которого напал преступник, сообщает об этом полицейскому. Полицейский в ответ сообщает, что не может помочь гражданину, т.к. сам боится преступников и предлагает ему обратиться к кому-нибудь другому.

3.    Ребенок приходит домой из школы, он голоден, хочет принять пищу, а дома ничего не приготовлено. При этом мама сидит за компьютером и играет в «World of Tanks», предложив ребенку самому приготовить еду на свое усмотрение.

После инсценировки я задавала детям следующие вопросы: Что на ваш взгляд было странным в каждой из ситуаций? Как на самом деле должны были вести себя люди из данных сцен? А кто определил, что именно так должны были поступить герои? Ответив на вопросы, обучающиеся сформулировали цель и задачи урока.

Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

Для уроков получения знания отлично подходят дидактические игры: строительные, трудовые, технические, конструкторские. Они позволяют моделировать реальность. Например, при изучении раздела экономики отлично подходят игры «Расчет прожиточного минимума», «Составление семейного бюджета» и др.

При изучении социальной сферы я обязательно провожу игровые тренинги на тему «Человек в конфликте», чтобы ученики приобретали навыки для обеспечения безопасного существования, т.к. считаю эти навыки необходимыми для отдельного человека, общества и государства.

Раздел «Право» знакомит подростков с их положением в обществе, как субъектов правоотношений, воспитывает в подростках уважение к праву, формирует их отношение к правомерному поведению как ценности – воспитывает в них правовую культуру, необходимую для успешной социализации личности. Правовые игры, например, урок-практикум «Защита прав потребителя», «Участие граждан в строительстве гражданского общества» и др. помогают сделать этот процесс репетицией/имитацией  правовой жизни.

Конечно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, и недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.

Опираясь на собственный опыт использования игровых форм обучения на уроках обществознания, можно утверждать, что их применение способствует формированию всех видов универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования. Эффективность применения игры на уроках обществознания доказывается результатами

Сегодня я могу смело предположить, что применение описанных методов и приёмов в моей педагогической деятельности приводит к тому, что

мои учащиеся не только выбирают обществознание в качестве предмета по выбору на ОГЭ, но и показывают хороший результат (табл.№1). К сожалению, за последние три года — это мой первый выпуск в 9-м классе (2020 – отмена ОГЭ, 2021 – не было выпускных классов). Также, у детей растет уровень доверия ко мне и желание расширять свой социальный опыт, поэтому мои учащиеся стали принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, где необходимо показать не только знания, но и умения и навыки, полученные на уроке (Олимпиада по избирательному праву, «Правовая олимпиада», «Правовой турнир», Всероссийская олимпиада школьников и др.) У детей возникает желание самостоятельно заняться исследованиями за рамками урока и рабочей программы по обществознанию (за последние 3 года, что я веду Индивидуальный проект, темы, связанные с обществознанием, выбрали 32 учащихся (из общего числа выпускников этих 3 лет – 90).

×
×