Автор: Куприянова Элина Викторовна
Трудовое воспитание — целенаправленный процесс воспитания любви к труду, потребности в нем: уважение к людям труда, уважение чужого труда.
Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
· ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
· обучение простейшим трудовых умений и навыков;
· воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
· воспитание общественно направленных мотивов труда.
Специальными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
· коррекция и преодоление негативных последствий в развитии личности слепого или слабовидящего ребенка;
· формирование активной жизненной позиции;
· коррекция понятий о видах, объектах, орудиях труда;
· формирование навыков пространственной ориентировки;
· воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.
В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим.
В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д.
Трудовое воспитание целесообразно осуществлять опираясь на потенциальные возможности слепых и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности.
Исследованиями было установлено, что:
— двигательное подражание как метод обучения в дошкольном возрасте не характерен для слепых детей и возникает значительно позднее, когда появляется умение анализировать свои действия с действиями того, кому подражает;
— у слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста спонтанно не возникают правильные представления о назначении и целях труда людей;
— не возникает у них спонтанно и должного уважения и благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо.
Специфической особенностью трудового обучения явления:
— большая индивидуализация в процессе организации трудовой деятельности, которая предусматривает коррекцию пространственных представлений ребенка, развитие его сенсорных функций;
— формирование трудовых навыков протекает сопряжено с уточнением, коррекцией и обогащением представлений о качествах и свойствах предметов;
— организация трудовой деятельности направляется на предупреждение и искоренение тунеядских и иждивенческих привычек у детей с раннего возраста;
— ознакомление слепых и слабовидящих с приемами самообслуживания заключается в опоре действий ребенка на мышечную (осязательную) саморегуляцию движений;
— возникает необходимость в индивидуальной коррекционной работе по формированию способов трудовой деятельн6ости.
Самообслуживание включает заботу о чистоте своего тела, одежды, внутреннюю потребность соблюдать гигиенические правила.
Самообслуживание — основной вид труда ребенка до 4 лет.
Тифлопедагогами разработана специальная методика обучения самообслуживанию.
Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т.д.»)
Коррекция трудовых действий осуществляется в процессе режимных моментов. Педагог сначала помогает, сопровождая «помощь» объяснением, позднее все большую самостоятельность обретает ребенок.
Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых.
Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха.
Целесообразно в целях повышения интереса к самообслуживанию использовать следующие приемы:
— песочные часы или будильник в качестве стимулятора;
— организация общения с 6-7 летних детей с 3-4 летними, нуждающихся в опеке и помощи.
С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.
Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде.
Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.»)
Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»)
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе.
Не все виды труда в природе доступны слепому, а также ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений).
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слепых и слабовидящих детей:
— посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады;
— подготовка корма для кормления зимующих птиц;
— подкармливание птиц зимой;
— уход за комнатными животными;
— уход за растениями.
Начинать коррекционно0воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
В процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы слепые и слабовидящие дети пользуются практическими действиями, как познавательными. При этом они учатся оречевлять не только свои действия, но и действия няни, воспитателя, наблюдая за их трудом и активно помогая им в уходе за растениями.
При наличии определенных трудовых навыков слепых и слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы)
Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация)
Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слепого и слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений:
1. Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым.
2. Систематическое стимулирование двигательной активности слепого путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
3. Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка.
4. Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
5. Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы.
6. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
7. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
8. Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
9. Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу.
10. Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности