Автор: Татьянкина Алена Вячеславовна
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Татьянкина алена Вячеславовна
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей», учитель
центра дистанционного образования детей-инвалидов, г. Барнаул
Аннотация: в статье рассматриваются социально-психологические аспекты инклюзивного образования в России и за рубежом.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды.
Современная система образования в полной мере принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и успевать с установленными требованиями.
В итоге часто получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми навыками в области коррекционной и специальной педагогики. Инклюзивное образование призвано решить эту проблему в современном образовании.
Система инклюзивного образования в России включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание доступной среды в обучении и квалифицированной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия предполагает как техническое снабжение образовательных учреждений, так и разработку обучающих курсов. Работают специальные программы, направленные на облегчение процесса акклиматизации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и принятие пакета нормативных актов, способствующих развитию образовательных возможностей инвалидов. В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ.inclusion- включение). Инклюзия — это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они соответствовали нуждам и потребностям всех без исключения детей.
Сегодня в большинстве стран Запада существует определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные школы получают бюджетное финансирование на детей с ограниченными возможностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации осуществляется в партнерстве неправительственных организаций и государственных структур. Инициаторами включения детей-инвалидов в процесс обучения выступают объединения родителей таких детей, организации, которые отстаивают интересы и права людей — инвалидов, ОУ и профессиональные сообщества, которые работают в проектном и экспериментальном режиме. В настоящее время инклюзивное обучение на территории Российской Федерации регулируется Протоколом №1 Европейской конвенции о защите основных свобод и прав человека, Конвенцией о правах ребенка, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральным законом «Об образовании», Конституцией РФ. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». [2].
Процессы интеграции приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.
Основная проблема внедрения инклюзивного образования — трудности организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.д.). Существенной проблемой так же стало препятствие социального свойства, заключающееся в распространенных стереотипах и предубеждениях, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять данную систему образования. Следует отметить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность кадрового состава образовательного учреждения, работающего по модели инклюзивного образования, скудное финансирование инклюзивных образовательных учреждений, недостаточно развитое системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.
Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с усовершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса.
Инклюзивное образование в России сегодня — инновационный процесс, позволяющий осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми ресурсами на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает сильное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной мере изменяя взаимоотношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют формировать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает и дальнейшую гуманизацию учебно-воспитательного процесса, и воспитание профессионального педагогического сообщества нового типа.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С.132.
2.Семаго, Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. — №3. — 2009. — С. 12.
3.Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной
политики // Вестник Герценовского университета. — 2010 г. -№ 9(83). — С.47.
4.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — №3. — 2010 г. — С. 136.