СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Автор: Григорьева Татьяна Михайловна

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.


          Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является формирование
личности ребёнка, а также приобщение его к социокультурным и духовно-нравственным
ценностям.
В процессе коммуникации детей с окружающим миром осуществляется их активное
взаимодействие, приобретение социального опыта, усвоение общественных норм, правил
поведения, а также общения с установлением коллективного или межличностного контакта. Происходит процесс организации взаимодействия с другими людьми, в том числе и с членами своей семьи.
В определённом возрастном периоде ребенок входит в новый социальный коллектив, с которым он идентифицирует себя. Сначала это его семья, далее – дошкольное образовательное учреждение, начальная и основная общеобразовательная школы. Взаимодействие внутри этих организаций характеризуется определённой деятельностью и ценностями, специфичными для каждой из них. Что, несомненно, оказывает большое влияние на личность ребёнка.
Основой единого образовательного процесса является формирование общечеловеческих ценностей у воспитанников дошкольных организаций и учащихся начальной и основной общеобразовательной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образование и воспитание представляют собой целостный образовательный процесс, в основе которого лежат духовно-нравственные и социокультурные ценности, общепринятые правила и нормы поведения в соответствии с интересами личности, семьи, общества.
Большое внимание уделяется формированию общей культуры воспитанников,
включающей в том числе ценности здорового образа жизни, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, проявления инициативы, самостоятельности и ответственности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, равно как и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, устанавливает требования к достижению учащимися на уровне базовых понятий личностных результатов, которые формируются в системе ценностных отношений обучающихся к себе, иным участникам образовательного процесса, самим учебно — воспитательным программам обучения и их результатам.
При этом личностные результаты при освоении программы начального общего
образования реализуются в единстве учебно-воспитательной деятельности организации в
соответствии с традиционными российскими социально-культурными, духовными и
нравственными ценностями, а также принятыми в социуме нормами поведения и содействуют активизации процессов самопознания, самовоспитания и саморазвития, становлению внутренней позиции обучающегося.
Так, гражданско-патриотическое воспитание в рамках начальной школы предусматривает формирование ценностного отношения к своей Родине – России. При этом патриотическое воспитание в рамках основного общего образования нацелено на формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины – России: науке, искусству, спорту, технике, воинским подвигам и трудовым достижениям ее народа.
В ситуациях морально-этического выбора ученики начальной школы руководствуются моральными ценностями и принципами духовно-нравственного воспитания. При этом у учащихся начальной школы в процессе трудового воспитания формируются осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда. Формируются как навыки участия в различных видах трудовой деятельности, так и интерес к различным профессиям.
Эстетическое воспитание старшеклассников направлено на понимание ценности
национального и мирового искусства, роли этнокультурных традиций и народного творчества.
Осмысление ценности жизни среди учащихся начальной школы является одним из
направлений физического воспитания, формирования и развития культуры здоровья и
психологического самочувствия.
В заключении стоит отметить, что процесс формирования личности ребенка и
приобщения его к важнейшим ценностям имеет под собой фундаментальную основу, а именно статью 67.1 Конституции Российской Федерации, гласящую, что «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

Список литературы:
1. Минобрнауки РФ Приказ от 17.10. 2013 г. N 1155 Об утверждении ФГОС дошкольного
образования (с изм. на 21.01. 2019 г.) рег. в Минюсте РФ 14.11. 2013 г., N 30384
2. Минпросвещения РФ Приказ от 31.05. 2021 г. N 286 Об утверждении ФГОС начального
общего образования (с изм. на 18.07. 2022 г.) рег. в Минюсте РФ 05.07. 2021 г., N 64100
3. Минпросвещения РФ Приказ от 31.05. 2021 г. N 287 Об утверждении ФГОС основного общего
образования (с изм. на 18.07. 2022 г.) рег. в Минюсте РФ 05.07. 2021 г., N 64101
4. Конституция Российской Федерации (с изм. на 04.10. 2022 г.) https://constitutionrf.ru/

×
×