Урок развития речи в технологии развития критического мышления с применением метода «Шесть шляп мышления» (8 класс) на примере анализа текста Аллы Самойловой «Белая ворона»

Автор: Екатерина Арсентьевна Петухова

Урок развития речи в технологии развития критического мышления                                              с применением метода  «Шесть шляп мышления» (8 класс)

на примере анализа  текста Аллы Самойловой

«Белая ворона»

https://youtu.be/WC3BOWu4I6U

Цель (для учителя): создать условия для усвоения учащимися умения самостоятельно в комплексе применять ЗУНы, использовать их в новых условиях.

Тип урока: урок комплексного применения знаний (системно – деятельностный подход)

Цели:

·      Познакомиться с технологией «Шесть шляп мышления».

·      Распознавать главное и второстепенное при обсуждении ситуации.

·      Научиться формулировать ответы с ролевой позиции.

·      Приводить примеры из собственного жизненного опыта и литературы.

·      Уметь самостоятельно применять знания  комплексно в новых условиях.

 

Оборудование:  карточки с текстами и заданиями для работы в группе, «маршрутные листы»                                 (шаги выполнения работы с указанием хронометража), интерактивный комплекс для иллюстрирования необходимых материалов.

Планируемые результаты изучения темы

Личностные:

 

·      помочь осознать важность и необходимость знаний для человека;

·      повышать уровень речеведческой культуры;

·      формировать интерес к родному языку как к инструменту точного выражения мысли.

Предметные:

обучающиеся научатся: понимать смысл выражений с лингвистической точки зрения;

обучающиеся  получат возможность научиться: применять умение анализировать ситуацию                       не только с позиции героев, но и с позиции своей роли.

Метапредметные:

обучающиеся  получат возможность:

познавательные: применять поиск информации для выполнения учебных заданий   с использованием учебной литературы, развивать логическое мышление, уметь передавать информацию сжато, полно, выборочно;

регулятивные: различать способ и результат действия; контролировать действия партнера,                          уметь самостоятельно проверять правильность выполнения задания;

коммуникативные: уметь договариваться, выслушивать друг друга, обсуждать ответы друг друга.

 

 

Сценарий урока

 

 

I.     Организация начала урока (зависит от индивидуальных особенностей коллектива обучающихся)

 

II.  Актуализация ЗУНов (стадия вызова): рассказ учителя притчи о старом шляпнике.

 

     «Давным – давно в одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп  у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

     Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться  на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег.                     Ждали, ждали братья заказчика,  но никто так и не приехал.  Тогда они сделали вывод,                                   что это и есть наследство, оставленное отцом,  и взяли шляпы себе.

     Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло                       и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать                                 за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу.  А шестой хотел познать                                         всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались.    Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

     Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

     Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным,                                                и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

     Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки  во всём.                            И многим   это даже нравилось.

     Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё  в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

     Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил                  в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

     Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом,  мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

     И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец.                     И за­хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

     С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере­ходят        из рук   в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому…».

 

III.   Осмысление содержания.

 

1.        Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

      — Давайте и мы сегодня примерим разноцветные шляпы. Итак, принято считать, что представители           (картинки   –   символы   выводятся   на   экран   и   остаются   там   до   подведения   итогов  работы)

 

 синей шляпы умеют задавать вопросы, находить на них ответы, руководить действиями;

представители красной шляпы

 – художники, люди с горящим сердцем, переживающие                  за судьбы других, способные на сострадание и сопереживание;

те, кто носят черную шляпу

— подвергают критике любое суждение, для них важно найти истину;

в этом им помогают представители белой шляпы

 — для торжества истины они оперируют фактами и цифрами, но это многим не нравится;

на помощь приходят люди в зеленых шляпах,

они обязательно найдут альтернативное решение проблемы даже там, где казалось бы уже нет выхода;

а представители желтой шляпы – оптимисты,

их улыбки и вера в лучшее согревают души.

 

 

— Ну, а теперь давайте проведем жеребьевку, кому же сегодня какая шляпа достанется (представитель от группы вытягивает по жребию цвет шляпы и получает задание).

 

— Но 2 человека будут независимыми экспертами. Их задача – подведение итогов работы всех групп контроль за временем, отведенным на разные этапы работы (хронометраж написан на доске,                                       у «экспертов» на столе ватман,  необходимые принадлежности).

 

— Итак, давайте представим, что мы вместе стали свидетелями необычного разговора, а для этого прочитаем текст все вместе (читает учитель или ученик).

 

Белая Ворона (текст для анализа)

 

         Где-то на краю земли жила Ворона. Она специально жила подальше от всех.  Дело в том, что это была не простая Ворона, совершенно не обычная Ворона, ведь все – все – все  знают, какими бывают обычные вороны. Они бывают черными.  А наша Ворона была белая. Представляете? Совершенно белая! И снаружи, и внутри  она была белая – белая, как снег! И это сразу всем было заметно, и никак невозможно                         было это скрыть. И Ворона этого очень стеснялась, ведь она так сильно отличалась  от окружающих,                    что в кругу своих же сородичей чувствовала себя совершенно чужой.

         А Черные Вороны, когда видели ее, очень гордились, что они черные – правильные Вороны.                             И всячески это нашей Белой Вороне показывали: то клюнут её ни с того, ни с сего, то посмотрят на неё косо, то шушукаться примутся в её присутствии. От всего этого Белой Вороне становилось неуютно:                      она чувствовала себя ненужной, неправильной, одним словом, белой.

         И как – то раз, когда очередная соседка сказала белой Вороне, что её и замуж никто  не возьмет, потому что «да кому ты нужна, вся такая белая? Ты в зеркало – то себя видела?» наша Ворона                                      не выдержала и решила уйти…в себя. Ну, или на край земли. Это ведь одно  и то же, понимаете?

         И вот сидит как – то наша Ворона на дереве и думу свою горькую думает о том, что она,                                       так не кстати, особенная: в общество она не вписывается, свои же Вороны  её не любят за то, что она другая. И как же ей жить – то теперь? Одной? Эх! И вдруг перед клювом вороны медленно опустилось                   на ветку розовое перо. Таких перьев наша Ворона еще не встречала. Она подняла вверх голову.                           Ей хотелось очень узнать, чье же это перо.  И она увидела, что на этом же дереве, только выше, сидят две Розовые Вороны. Наша ворона очень – очень…нет! Не так! ОЧЕНЬ – ОЧЕНЬ – ОЧЕНЬ удивилась,                       ведь она еще никогда не встречала Розовых Ворон!!!

         Она стала их с любопытством разглядывать и увидела, что в целом, это такие же,  как и она, Вороны. Только розовые. Вдруг Розовые Вороны заметили ее, они спустились  к ней на ветку (она – то  так                              и не решилась к ним подлететь) и заговорили с ней. Розовые вороны были очень любезны и не обращали внимания на её белый цвет. Им очень хотелось познакомиться и подружиться с ней. А цвет… — нет, цвет им был совершенно не важен. Так они и подружились.

         И тогда наша ворона узнала, что мир, оказывается, не черно – белый, и есть в нем место                       для разных красок. Но гораздо важнее любого цвета качество души…человека  или вороны.

 

                — Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию с разных сторон. Для этого мы и работаем сегодня                             в группах. Перед Вами карточки с заданием и дополнительными материалами. Обратите внимание                             на выделенные слова и помните, какая у Вас сегодня шляпа.

                    Для того, чтобы обсуждение состоялось, необходимо внимательно слушать представителей групп, можно письменно делать необходимые заметки. Выступления должны как бы «отталкиваться»                                     от мнения предыдущей группы  и пойдут в таком порядке: начнут «руководители», за ними – «художники», продолжат – «критики», следом – «ученые», потом – «креативщики» и закончат  — «оптимисты».

                    Группа экспертов может задавать вопросы выступающим для уточнения смысла. И затем представит нам обобщенный итог работы групп. (возможна рефлексия: выявление возможных дефицитов при выполнения задания)

 

2.      Усвоение образца комплексного применения ЗУНов. Работа в группах.

 

СИНЯЯ   ШЛЯПА (РУКОВОДИТЕЛИ)

вопросы и задания

рекомендации

1.    Что надо сделать сначала?

 

 

 

2.    Надо прочитать текст и определить проблему.

3.    Что надо сделать дальше?

 

4.    Подвести итог всей работы:

·         ответили ли мы на возникающие вопросы?

·         нашли ли пути решения проблемы?

1.                Надо утвердить регламент работы (время, сколько минут отводим на выполнение задания,                                     на обсуждение, на подведение итогов, на дополнительные размышления).

2. —————

3. Надо выслушать всех и записать на листах основное, самое главное из  их высказываний.

4. Надо ответить вслух на вопрос: «Почему                    автор называет Белую Ворону нашей, а не моей

 

 

КРАСНАЯ   ШЛЯПА (ХУДОЖНИКИ)

вопросы и задания

рекомендации

1.    Каких и у кого чувств больше  и почему?

2.    Кто и о чем переживает?

3.    А переживает ли?

4.    Почему?

 

 

 

 

1.Определите слова, в которых выражены чувства ворон разного цвета. При ответе опирайтесь на текст.

2.Помните: что бы и как бы в жизни  не происходило, самое главное – это наши чувства, потому что они помогают понять душу человека.

    Если делать выбор между благополучием, правильностью и душой, то кто какой выбор сделает? Мы думаем, что……

 

ЧЕРНАЯ  ШЛЯПА (КРИТИКИ)

вопросы и задания

рекомендации

1.     Кого или что будем критиковать?

2.     Кто прав и почему?

3.     Можно ли жить одному на краю земли?

 

 

 

 

 

1.Надо критиковать  с позиции своего жизненного опыта.

2.Можно привести пример из личной жизни,                 НО если он совпадает   с примером из текста.

     Люди все больше становятся материалистами.

     При знакомстве с человеком очень важно, как он выглядит, его родословная, материальный достаток?

 

БЕЛАЯ  ШЛЯПА   (УЧЁНЫЕ)

вопросы и задания

рекомендации

1.    Надо собрать все данные сюжета и выстроить их в цепочку.

2.    Почему именно  это важно?

3.    Где в линии сюжета происходит логическое нарушение?

1.Легко ли это сдалать?

 

2.А важно ли?

3.Обратите внимание на «решила уйти…в себя. Ну, или на край земли. Это ведь одно  и то же»

 

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА (КРЕАТИВЩИКИ)

вопросы и задания

рекомендации

1.     Какие пути решения проблемы могут быть?

2.     В какой ситуации?

Приведите хотя бы 2 пути решения от разных действующих лиц

Каким Вам видится мир? Приведите примеры.

 

ЖЕЛТАЯ   ШЛЯПА (ОПТИМИСТЫ)

вопросы и задания

рекомендации

    Что в этой ситуации хорошего                                                и жизнерадостного? Подтвердите примерами из жизни.

     Подумайте, что надо сделать, чтобы всем было хорошо.

 

 

3.    Применение обобщенных ЗУНов в новых условиях: ответы групп.

 

4.    Контроль и самоконтроль ЗУНов: подведение итогов работы проводят представители экспертной группы.

IV.    Рефлексия.

 

5.    Творческое задание (оно может быть домашним заданием)

При работе с текстом результатом должен стать собственный текст: прочитайте текст В. Ливанова                             и сравните его стекстом А. Самойловой. Критерии сравнения определите самостоятельно.

Самая красивая на свете птица – белая  ворона

     Самая красивая на свете птица — белая ворона.
— Почему белая ворона?
— А потому, — отвечает старик, — что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей,                                         семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел целую стаю белых                                                 ворон. Да этого и не может быть. Тогда всё потеряет смысл.
— Белой вороной нельзя стать по желанию, — воскликнул старик. — Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые — они ряженые.             И белую ворону можно очернить, но сделать её чёрной невозможно. Она белая ворона!                                          Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна                                                     в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок.                                Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
— За исключительность?
— Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила — это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают.

V.       Рефлексия.

 

VI.    Информация о творческом домашнем задании (на выбор учащегося): попытаться обсудить текст в семье.

Приложение № 1

Притча (полный текст)

 

     «Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрас­ную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и вооду­шевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

     Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

     — Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

     Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

      — Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы доро­го стоить.                  Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

      — Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхити­тельна,                что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

      — А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

      — А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало сол­нечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, пода­рит мне радость солнца                      и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

      —Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

     — Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице                      в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

      —Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал  в первую очередь! Проблема выбора… — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

      И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они забот­ливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каж­дый в свою сторону.

      Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чув­ству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастер­ской. Сидя у огня,                    каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

     Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника                      в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая исто­рию своей жизни,                     он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья ди­вились таким переменам,                     но слушали с большим уважением.

      Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которы­ми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гро­тесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными граж­данами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предуп­реждать ошибочные решения местного бургомистра.

      Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказыва­ется, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радует­ся восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

     Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал,                     то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бро­сал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпни­ка стал актером, сценическое имя которого                        всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря                  своей эмоциональности и чувствитель­ности он гениально играл и драматические, и комические,                     и трагические роли. Облада­тель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни                           ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…

      Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот, молча,  раз­ложил                                     на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаме­нитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает ин­тервью знаменитому журналисту,   вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, пре­красно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожидан­но, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Круп­нейшие компании приглашали его консультантом,  его идеи принесли успех многим людям.

     И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходи­ли к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…

      И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И за­хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга.                       Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

      С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере­ходят из рук                 в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому…»

 

Приложение № 2

Текст для анализа

Белая Ворона

 

         Где-то на краю земли жила Ворона. Она специально жила подальше от всех.                            Дело в том, что это была не простая Ворона, совершенно не обычная Ворона,                                            ведь все – все – все  знают, какими бывают обычные вороны. Они бывают черными.  А наша Ворона была белая. Представляете? Совершенно белая! И снаружи, и внутри  она была белая – белая, как снег! И это сразу всем было заметно, и никак невозможно  было это скрыть. И Ворона этого очень стеснялась, ведь она так сильно отличалась от окружающих, что в кругу своих же сородичей чувствовала себя совершенно чужой.

         А Черные Вороны, когда видели ее, очень гордились, что они черные – правильные Вороны. И всячески это нашей Белой Вороне показывали: то клюнут её ни с того, ни с сего, то посмотрят на неё косо, то шушукаться примутся в её присутствии. От всего этого Белой Вороне становилось неуютно: она чувствовала себя ненужной, неправильной, одним словом, белой.

         И как – то раз, когда очередная соседка сказала белой Вороне, что её и замуж никто                               не возьмет, потому что «да кому ты нужна, вся такая белая? Ты в зеркало – то себя видела?». Наша Ворона не выдержала и решила уйти…в себя. Ну, или на край земли. Это ведь одно и то же, понимаете?

         И вот сидит как – то наша Ворона на дереве и думу свою горькую думает о том,                           что она, так не кстати, особенная: в общество она не вписывается, свои же Вороны                                      её не любят за то, что она другая. И как же ей жить – то теперь? Одной? Эх! И вдруг перед клювом вороны медленно опустилось на ветку розовое перо. Таких перьев наша Ворона еще не встречала. Она подняла вверх голову. Ей хотелось очень узнать, чье же это перо.  И она увидела, что на этом же дереве, только выше, сидят две Розовые Вороны. Наша ворона очень – очень…нет! Не так! ОЧЕНЬ – ОЧЕНЬ – ОЧЕНЬ удивилась,         ведь она еще никогда не встречала Розовых Ворон!!!

         Она стала их с любопытством разглядывать и увидела, что в целом, это такие же,                       как и она, Вороны. Только розовые. Вдруг Розовые Вороны заметили ее, они спустились                             к ней на ветку (она – то  так и не решилась к ним подлететь) и заговорили с ней. Розовые вороны были очень любезны и не обращали внимания на её белый цвет. Им очень хотелось познакомиться и подружиться с ней. А цвет… — нет, цвет им был совершенно не важен.                     Так они и подружились.

         И тогда наша ворона узнала, что мир, оказывается, не черно – белый, и есть в нем место для разных красок. Но гораздо важнее любого цвета качество души…человека  или вороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока комплексного применения ЗУНов учащихся.

 

Вид учебного занятия: практикум. Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУНы, использовать их в новых условиях.

 

п/п

Этапы урока

Время,

минуты

Приемы и методы

Содержание деятельности

учителя

ученика

1

Организация начала урока.

2

словесный: рассказ – вступление

объявляет  тему; целеполагание

совместно с учителем ставят цели

Вызов

1

Актуализация ЗУНов, необходимых                для творческого применения знаний.

5

словесный: рассказ – изложение, наглядный

рассказывает притчу о старом шляпнике

слушают рассказ учителя

Осмысление содержания

2

Обобщение и систематизация знаний                   и способов деятельности.

3

  словесный: инструктаж, 

  стимулирования учебной 

  деятельности

стимулирует   учащихся

посредством  анализа

жизненных ситуаций

разбирают задания, происходит осмысление поставленной задачи

При необходимости – рефлексия: выявление возможных дефицитов при выполнения задания

3

Усвоение образца комплексного применения ЗУНов.

10

проблемно – поисковый, практический

оказывает помощь при выполнении заданий

выполняют задания, взаимно обсуждают  в  группе

4

Применение обобщенных ЗУНов                 в новых условиях.

15

наглядный

корректирует  презентации обучающимися  продукта работы

представляют презентации продукта работы, совместно обсуждают  между  группами

5

Контроль и самоконтроль ЗУНов.

5

устный и письменный контроль, наглядный

корректирует ответы обучающихся при итоговом обобщении

представляют презентации – обобщение деятельности   групп

Рефлексия

1

Подведение итогов урока. Рефлексия.

3

создание ситуации успеха, выявление дефицитов

проводит рефлексию урочной деятельности

высказывают свое мнение                     от выполнения работы, говорят               о сложностях, возникших во время работы

2

Информация о домашнем задании.

2

словесный: рассказ заключение, творческий

сообщает домашнее задание творческого характера

задают вопросы на понимание                по выполнению домашнего задания

 

 

 

 

 

×
×